Вестник Восточно-Сибирской открытой академии
Электронный научный журнал
Конференции

С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира

Конференция-1

Конференция-2

Конференция-3

Форум Наш Олимп

Конференция-4

Конференция-5

Конференция-6

Конференция-7

Конференция-8

Конференция-9

Конференция-10

Конференция-11

Гл. редактор
Издательская платформа РАЕ

С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности. 

Вестник ВСО Академии на платформе РАЕ

Доверенность РАЕ

Преимущества

Поздравления. Награды
Реклама

Психологические науки
ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
Попов Теодор – профессор, док.мед.наук 1

1. Факультета общественного здоровья, Медицинский университет – София

ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Попов Теодор – профессор, док.мед.наук,

зав кафедрой медицинской педагогики,

 Факультета общественного здоровья, Медицинский университет – София

 

Использование арт-терапии в настоящее время не ограничивается только типом лечения различных заболеваний, особенно психического здоровья - как это было 60-70 лет назад, когда она начала появляться в общественном сознании как область научного знания и практики. Постепенно сферу влияния этого уникального явления распространилась и как профилактическое и защитное средство, т.е. вышло за пределы патологии и заболеваемости. Она во многом успешно решает не только чисто медицинские, но и педагогические, психологические и социальные проблемы, которые связаны как с отдельными лицами и группами, так и с обществом в целом в более широком контексте.

Сложное и многомерное понятие, арт-терапия эффективно применяется как в лечебной деятельности, так и как средство реабилитации и коррекции. Все чаще используется в социальной и образовательной сферах.

В этом смысле звучит и утверждение Aл. Копытина, что арт-терапия «... это не только метод в психиатрии для лечения пациентов, но и используется очень широко в социальной и педагогической практике, связана с общественным предназначением искусства для выражения и гармонизации внутреннего мира человека» (4, стр.36). Или, как говорит по этому поводу A.Будза (3, стр. 3), «арт-терапия является современной тенденцией в психотерапии, медицины и информационной медицине и  в беоэнергичном лечении, которая использует качества традиционных  средств терапии творческого процесса, в котором находится пациент, а также и результаты этого процесса - картины, стихи, музыку и так далее».

Можно таким образом определить сущность арт-терапевтического воздействия в узком смысле - с помощью искусства и его различных формы,  а в гораздо более широком контексте - это, как правило, использование техники и различных типов и жанров искусства в качестве лечебного инструмента (6, 10).

Относительно новый аспект арт-терапевтической работы (как в теоретическом, так и в чисто практическом плане) в последние годы, все больше ее используют в различных направлениях и областях в социальной сфере. Очень успешно в последние десятилетия работают со старыми и стареющими людьми (клиентами),  с различным маргинальным группами, детьми из неблагополучных семей, матерями-одиночками, с лицами с алкогольной и наркотической зависимостью, инвалидами, бездомными, лишенными прав, с беженцами и т.д., которые в той или иной степени подвержены ресоциализации. Фактически это новые области арт-терапии и при этом чрезвычайно перспективны. Потому что число людей, принадлежащих к этим группам, к сожалению, постоянно растет во всем мире. С другой стороны, нужны новые, более эффективные и менее болезненные подходы и методы воздействия на них для их адаптации, привлечение к общественно-полезному труду,  к образованию, социализации, в полной мере участию в жизни наряду с другими членами общества.

Было бы трудно утверждать, что в Болгарии особенно хорошо идет работа в условиях широкомасштабного использования арт-терапии в социальной сфере. Хотя и существуют положительные примеры, они скорее спорадичны или плод усилий отдельных учителей или специалистов. А ведь это область, которая предлагает огромные резервы и участие людей, находящихся  в невыгодном положении, в различных видах искусства и творческой деятельности, что означает непринужденный контакт с произведениями искусства для их ориентации к действиям с сильным положительным влиянием на психику и поведение этих людей для выражения интересов и своей активности, самовыражения и саморазвития. А в более глобальном смысле - и для будущей реализации, профессиональной ориентации, выбора профессии для личного и профессионального роста в целом.

Здесь мы видим характерный подход к использованию различных форм и средств арт-терапевтической работы - вера в силы и потенциальные возможности этих людей, в их реальные возможности для позитивного развития и свободы выбора деятельности. Таким образом, цель, как правило, состоит в том, чтобы обнаружить наклонности, таланты и задатки, которые впоследствии могут быть смоделированы в какой-то степени в способности - то, что поможет правильному выбору подходящей профессии, обучения и работы в одной или другой области жизни. Это и определяет использование различных форм деятельности арт-терапии при основном использовании различных жанров, таких как искусство и декоративно-прикладное искусство, музыкальная терапия, литература, икебана, движение и танец и т.д..

Успешный эксперимент в этом направлении провел В.Борисов в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (1). Автор поставил перед собой цель достичь социализации и социального развития личности этого контингента путем приобретения нового социального опыта через художественную и творческую деятельность и выступления в различных семинарах, организованных в данном заведении. При изучении индивидуальных различий учащихся В.Борисов умело направил их деятельность к занятиям в студии искусств и поэзии. В связи с этим автор пишет, что «... понимание духовности и противоречивых эмоциональных состояний учащихся заряжает  наставника педагогическим оптимизмом и  дает силы и уверенность в том, что в каждом выпускнике скрываются задатки, возможности и позитивное отношение» (2, стр. 99).

Кроме художественных мастерских, где различные ученики работают с различными материалами - кожей, текстилем, деревом, нитками и т.д., тот же автор в своих экспериментах и ​​широко использовал поэзию - других авторов и самих девушек, которые работают. Через нее  он достиг  до внутренних переживаний, невысказанных чувств учениц, их нереализованных мечтаний и стремлений. Таким образом, благодаря своей творческой деятельности на основе взаимодействия с учителями и одноклассниками (в коллективных формах работы в студии), постепенно появились положительные изменения в поведении и личности учениц. Они  достигают повышения чувства собственных способностей и удовлетворения в связи с достигнутыми результатами, которые создают положительные эмоции и переживания. И не только это – сделанные учащимися поделки - рисунки, картины, панно из различных материалов, куклы, резьба по дереву, открыткии т.д. (который, кстати, выставляются на выставках-продажах), имеют заметно высокую художественную ценность и выявляют элементы творчества и самовыражения. Они ясно показывают, что эти учащиеся, или по крайней мере значительная часть из них, располагают  скрытым потенциалом и талантом развития, когда им обеспечены подходящие условия для самовыражения. Важно, что каждый ученик имеет возможность самостоятельно выбирать материалы, методы и предмет для работы и это провоцирует творческую деятельность и имеет важное значение для саморазвития. В результате прикосновение к искусству и участие в художественной деятельности направляет  активность отдельного индивида в положительное русло, появляется потребность в полезной деятельности, ведущей к положительным результатам. Все это со временем может привести непосредственно к профессиональной деятельности, выбору профессии, самореализации и успеху.

Успешная работа в Болгарии с применением различных форм и подходов к арт-терапии ведется с детьми-беженцами. Болгария входит в число стран, в которые постоянно направлен большой приток беженцев из разных уголков мира. Этот факт обязывает нашу страну принимать конкретные решения и меры в соответствии с международными стандартами и нормами. Это то, что Болгария полностью выполняет, а также наше законодательство находится в синхронизации с международными стандартами. Основная ответственность за эту деятельность лежит на Государственном агентстве по делам беженцев при Совете министров, активно поддерживаемая Представительством УВКБ ООН в Болгарии, Ассоциацией по интеграции беженцев и мигрантов и несколькими неправительственными организациями.

В Интеграционном центре для беженцев созданы не только отличные условия для проживания лиц, их медицинского обезпечения, профессиональной ориентации, изучения болгарского языка и т.д., но созданы и очень хорошие возможности особенно для детей и подростков и женщин-беженцев. Они имеют  очень хорошие возможности для творчества, для занятий различными искусствами. Например, функционирует специальный кабинет изобразительного искусства с художником-педагогом, устраиваются выставки работ детей-беженцев, спектакли, различные праздники, где дети исполняют песни и танцы - как родного фольклора, а также разучивают образцы болгарского фольклора. Это не только делает их счастливыми, мотивированными для творчества, раскрывая потенциальные таланты и наклонности, но и помогает их интеграции в новой стране проходить более непосредствено, легко, изучая язык и помогая привыкнуть к новым условиям в целом.

У нас была реализована очень успешная инициатива в направлении арт-терапевтическиго эффекта, а именно работа фондации «Авансцена». По инициативе и под руководством великого болгарского актера и режиссера Сотира Майноловского в 2002-2005 годах были организованы национальные театральные семинары под названием «Другой театрr». В курорте «Албена» на Черном море в эти годы было организовано два раза в год пятнадцать семинаров с участием детей и подростков с психическими и физическими недостатками из специализированных домов со всей страны. Под руководством профессиональных артистов, режиссеров, художников, учителей, они подготавливали различные театральные спектакли и показывали их перед зрителями несколько раз с большим успехом. Эта группа имела амбиции, направленные на достижение нового видения возможностей театра и арт-терапии (в этом случае его вид театротерапии) как средства получения различных художественных навыков. Через их участие в различных видах искусства, направленных на поддержку социализации и ресоциализации детей и молодежи с ограниченными возможностями в обществе, использование конкретно театра для помощи униженным и давая им новую уверенность как равноправным гражданам общества.

Дважды в 2005 году в рамках этих театральных мастерских «Другой театр» состоялись научно-практические конференции.

В 2006/2007г., в рамках подготовки дипломной программы на Педагогическом факультете Софийского Университета Д.Петров провел  экспериментальное исследование, посвященное арт-терапевтической активности в социальных учреждениях (5). Мотивацией для выбора темы было то, что в целом возможности арт-терапии являются очень большими, в том числе и в этой области, а «арт-терапия в работе социальных институтов в Болгарии используется редко и плохо изучена» (там же, стр. 167). В исследовании приняли участие 30 сотрудников, работающих в различных учреждениях в городе София: психологи, социальные работники, педагоги, логопеды и другие. Все они использовали различные формы и виды арт-терапии, работая с контингентом (приобладало изобразительное искусство).

Различные специалисты, используя различные формы и методы арт-терапевтической деятельности, выражали свое глубокое убеждение, что последняя является полезной для их пациентов, независимо от степени и тяжести заболевания. Даже при неизлечимых психологических и физиологических формах арт-терапевтическая деятельность дает результаты и показала свою эффективность. В проведенном социологическом исследовании 93,33% опрошенных выразили уверенность в специальных возможностях арт-терапии и готовности продолжать применять его на практике (5, с.173-174).

Это данные лишь бегло отображают истинные реальные возможности арт-терапии в социальной сфере и я глубоко убежден в том, что они огромны в будущем откроют большие возможности и перспективы эффективности и ее приложений.

Применение различных форм арт-терапии в социальной работе имеет прямое и непосредственные медицинские и медико-социальные цели, но они подчинены общей цели общего воспитания - социализации и гармонизации личности. Во многих случаях, когда необходимо повторное включение лица в условия социальной жизни, основной целью является реабилитация. В таких случаях существует прямое направление к психокорекционным задачам и воспитательной работе  с определенным контингентом с де-социализацией поведения. Это люди, которые не смогли пройти социализацию и ресоциализацию, а также имеют отклонения в поведение. Во многих случаях налицо правонарушения и преступления. Такие лица, как правило, попавшие в криминогенную среду, или являются бездомными. Во многих случаях у некоторых из них выявлены и психопатические настроения, проявляются эмоциональные характеристики неустойчивости воли и характера, ряд негативных привычек и т.п., которые являются результатом их образа жизни, низкого уровеня интеллекта, отсутствие образования, плохие социально-нравственные представления. Налицо низкий интеллект, отсутствие мотивации к учебе и к работе в целом. Кроме того, они легко поддаются внушению, у них отсутствет критика, но существует восприимчивость к вредным воздействиям. Таким образом, такими людьми легко манипулировать и они часто участвуют в различных антиобщественных проявлениях и преступной деятельности. Во многих случаях есть также деградация и маргинализация.

Именно  у таких людей искусство может сыграть положительную роль для их гармонизации, гуманизации, воспитания, социализации и ресоциализации, имея ввиду перспективу с учетом априорных  бесконечных возможностей и оптимальной активности. Естественно, когда формы, инструменты, подходы, методы арт-терапевтических эффектов выбраны надлежащим образом и применяются в надлежащее время, месте и оптимально при соблюдении индивидуального подхода.

Литература

  1. Борисова, В., Ресоциализация на малолетни и непълнолетни чрез самоизява и творчество, автореферат, София, 2000 г.
  2. Борисова, В., Социализация и ресоциализация, София, 2001 г.
  3. Будза, Ал., Арт-терапия, Йога внутреннего художника, Москва, 2002 г., изд. „Астрель – АСТ”.
  4. Копытин, Ал.И., Теория и практика арт-терапии, Санкт-Петербург, 2002 г., изд. „Питер”.
  5. Петров, Д-, Арт-терапевтична дейност в институции за социална работа, в сб.материали „Контакт 2007” от ХХ научна сесия на ИНГА, София, 2007 г., изд. „ТЕМТО”, стр.167-175.
  6. Попов, Т., Терапия и профилактика чрез изкуство, София, 2004 г., изд. „Образование”.
  7. Попов, Т., Арт-терапията при децата, София, 2008 г., изд. „Дефесто”.
  8. Попов, Т., Арт-терапията като интердисциплинарна област, сп. Контакти”, 2004 г. (год. ІV), бр.11 (42), тр.3-8.
  9. Попов, Т., За някои възможности на приложението на арт-терапията в социалната сфера, в сб. Гражданската идея в действие, София, 2004 г., изд. „ТЕМТО”.
  10. Петрова А.С. Создание электронных средств обучения по дисциплине «Информатика и ИКТ» на основе ресурсов образовательной среды «Moodle». Фак-т математических и общих естественно научных дисциплин. Омск.
  11. Радужная О.Н. – психолог, преподаватель. Возможности психокинезиологии в решении сложных жизненных проблем. КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск.
  12. Ражников В.Г. – д-р пс.н. Москва.
  13. Терзиева М.Т. – д. пед.н, профессор. Билингвальные ученики и их конфликт со школьной культурой. Р Болгария, г. Бургас, Университет им. проф. д-ра А.Златарова.

 

 

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Попов Теодор – профессор, док.мед.наук ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 7;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/172-722 (дата обращения: 01.11.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 991 | За неделю: 993 | Всего: 3656


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
free countersПроверка тИЦ и PR