Вестник Восточно-Сибирской открытой академии
Электронный научный журнал
Конференции

С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира

Конференция-1

Конференция-2

Конференция-3

Форум Наш Олимп

Конференция-4

Конференция-5

Конференция-6

Конференция-7

Конференция-8

Конференция-9

Конференция-10

Конференция-11

Гл. редактор
Издательская платформа РАЕ

С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности. 

Вестник ВСО Академии на платформе РАЕ

Доверенность РАЕ

Преимущества

Поздравления. Награды
Реклама

Психологические науки
ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА
Крюкова В.М. – студентка, научн. руководитель: канд.пед.наук, проф. Терентьева В.И. 1

1. Международный институт судебных экспертиз и права КрасГАУ

ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА

 

Крюкова В.М. – студентка,

научн. руководитель: канд.пед.наук, проф.  Терентьева В.И.

Международный институт судебных экспертиз и права КрасГАУ

 

Аннотация. Вопрос выбора профессии происходит однажды и очень важно верно определить свои интересы, возможности, способности и реализовать их в своей деятельности. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической) ситуации.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, классификации профессий, психологическая диагностика профессиональной пригодности

Abstract. The issue of choice of profession is one and it is important to correctly determine their interests, capabilities, and the ability to implement them in their activities. Essence is a professional self-conscious and self-determination of meaning of the work and the whole of life in a particular cultural and historical (socio-economic) situation.
Keywords: professional classification, professional psychological diagnosis

 

Восточная мудрость гласит: человек, увлеченный своей работой, живет дольше, чем тяготящийся ею. Эта философская мысль находит свое подтверждение во многих высказываниях. От изящного замечания английского экономиста Джона Беллерса: «Труд подливает масло в лампу жизни» - до размышлений русского хирурга Н.Н. Бурденко: «Тот, кто работает, всегда молод. И иногда мне кажется, что может быть, труд вырабатывает какие-нибудь особые гормоны, повышающие жизненный импульс».

П.Г. Щедровицкий видит смысл самоопределения в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении переосмыслить собственную сущность (1993 г.).

Цель работы: показать закономерности отношений между выбором профессии и индивидуальными  психологическими свойствами человека.

В практике психологии профессиональной деятельности наиболее часто применяются две типологии профессий: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Дж. Л. Голланда представляется следующими типами:

1. Реалистический. К нему относятся люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать.

2. Исследовательский. Придерживаются люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать. В основе научно-исследовательская работа. Представители данного типа эксперты в различных областях, аналитики.

3. Артистический. Это люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны. Работа в сфере искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.

4. Социальный. Можно выделить людей, ориентированных на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности. Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

5. Предпринимательский. Придерживаются люди амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность. И сферой является бизнес, политика, адвокатские услуги.

6. Конвенциональный. Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны. Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Типология профессий Е.А. Климова исходит из определенной сферы работы, на что она направлена, акцент на характер и эмоциональные особенности человека не делается. Итак, выделяются следующие виды:

1. Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Конечно, это не значит, что специалисты этого типа профессий не связаны, например, с техникой, но для них она выступает средством, а не основным предметом труда. Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, рыбовод и др.

2. Человек – техника (и неживая природ) (Т). Сюда относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, ее ремонтом, установкой и наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, водитель, механик). Сюда же входят и профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а так же по сборке и монтажу электрооборудования (токарь, сборщик часов, инженер). В этот же тип профессий включают профессии по обработке и использованию неметаллических изделий, полуфабрикатов, промышленных товаров, по переработке продуктов сельского хозяйства, по добыче или обработке горных пород, грунтов.

3. Человек – Человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование; бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людей или коллективами.

4. Человек – знаковая система (З). Естественные и искусственные знаки, условные знаки, символы, цифры, формулы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки и т.п. – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа (программист, экономист, языковед, топограф).

5. Человек – художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности, т.е. в этом типе труд связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерской деятельностью  (художник, актер, писатель).

Учитывая предлагаемую типологию, каждой профессии можно привести в соответствие некий код, или профиль - то есть, к какому типу и по какому критерию она относится. А потом составить для себя "идеальную формулу профессии" предпочитаемые предмет труда, средства. И таким образом понять, какая профессия Вам подходит, а какая нет.

Среди различных вариантов выбора профессии, складывающихся на практике, выделяют следующие: 1) выбор профессии соответственно семейной традиции; 2) выбор профессии по случаю, наугад; 3) выбор профессии по призванию; 4) выбор профессии по расчету. Приемлемым считается лишь четвертый вариант - осознанный, самостоятельный выбор профессии в результате решения задачи, требующей учета следующих факторов: а) потребностей рынка труда; б) условий избираемой деятельности, сознательного учета ее трудностей; в) требований профессии и своих возможностей по их удовлетворению, а также оценки предполагаемых форм вознаграждения в труде; г) оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе профессиональной школы как средства овладения профессиональным мастерством.

Важно вовремя сделать правильный выбор, объективно рассмотреть свои способности и интересы и реализовать себя в той деятельности, которая бы способствовала развитию человека как личности. Стране необходимы высококвалифицированные рабочие, но при несовпадении представлений о профессии и действительности ведет к люмпенизации и обогащению числа безработных.

Главной правовой основой является Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), который обеспечивает населению занятость, рассматривает основные положения безработных, их статус и государственную защиту, основные мероприятия по реализации своих трудовых способностей и т.д.

По данным статистики, уровень безработицы нестабилен. Довольно высокий уровень безработицы говорит о низкой социальной обеспеченности, плохом экономическом развитии, несостоятельности государства обеспечить все трудоспособное население деятельностью.

Большинство проведенных исследований констатируют, что значительная часть безработных психологически не готова к активной профессиональной деятельности. Психологические проблемы безработных (чувство тревоги, низкая самооценка, межличностные и экзистенциальные проблемы, низкая мотивация) препятствуют целенаправленному поиску работы.

Существуют многочисленные методы профессиональной психодиагностики, и вот некоторые из них: а) беседы-интервью закрытого типа; б) открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование); в) опросники профессиональных способностей; г) методы наблюдения;  д) сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов; е) психофизиологические обследования; ж) "профессиональные пробы" и другие.

  Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Это постепенное формирование должно основываться на знании учащимися психологического содержания видов труда, о важности формирования профессиональной пригодности, учащихся, в том числе, должны считаться со своими особенностями, личными качествами. Поэтому выявление личностных особенностей, а именно особенностей темперамента, акцентуаций, типа личности – понятия, лежащие в основе нашего исследования. В настоящее время существуют различные типологии личности в профессиональной сфере, а так же существует большое количество методик, цель которых  определить тип личности у оптанта.

Литература

  1. Артюхова, И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. – 2004. - №2. – С. 28-33.
  2. Дж.Голланда / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003.
  3. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:  Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:  Деловая книга, 2005. 368 с.
  4. http://www.grandars.ru/student/
  5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.  М.: Академия, 2004. - 304 с.
  6. Терентьева В.И. Структурирующая функция выбора или «Я – есть выбор». – Красноярск: РИО КрасГУ, 2003. - 174 с.
  7. Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

 

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Крюкова В.М. – студентка, научн. руководитель: канд.пед.наук, проф. Терентьева В.И. ВЫБОР ПРОФЕССИИ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕКА // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 7;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/172-721 (дата обращения: 23.11.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 967 | За неделю: 967 | Всего: 3609


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
free countersПроверка тИЦ и PR