С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира
С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Чащина А.А., канд.филос.наук, доцент
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
В статье рассматривается социальное проектирование как деятельность по созданию и реализации социальных проектов метафизического и диалектического характера, в процессе освоения компетенций бакалавра социальной работы.
The article considers social projecting as an activity on creation and realization of social projects of the metaphysical and the dialectical nature, in the process of development of the competences of the bachelor of social work.
Key words: the competence-based approach, competence, socio-design competence, fundraising, social project, social projecting, metaphysics, dialectics.
В настоящее время, социальное проектирование институционализировалось в массово приемлемый вид деятельности: реализовывать и создавать проекты стало элементом деловой и социальной культуры. Теория социального проектирования, развивавшаяся в отечественной науке в 70-х - 90-х годах ХХ в. широко обогащается практикой, ярким примером этого может служить ставший традицией Красноярский экономический форум, деятельность благотворительных фондов, некоммерческих организаций и с недавнего времени бюджетных учреждений. Термин «социальный проект» стало одним из самых разных современных слов, содержащих признаки инновационности, либеральности и вообще чего-то перспективного. Однако, такая популяризация деятельности по социальному проектированию вызывает тревожность, особенно в ключе реализации необдуманных социальных экспериментов, социальных проектов и радикальных реформ.
Современное понятие «проект» сохранило наследие древнего значения. Проект (лат. projectus – выступающий вперед) – тип, прообраз предлагаемого объекта. Латинское слово «projicio» переводится как «бросаю вперед», «держу перед собой»; «projectus» буквально означает «брошенный вперед» [1]. Когда говорят о проекте, то имеют в виду мыслительную конструкцию какого-нибудь изменения, которое заранее спланировано и в принципе может быть осуществлено. Такая конструкция может предстать в виде модели, прототипа, прообраза, паттерна и содержит непременный волевой компонент — решимость субъекта осуществить задуманное изменение.
В условиях коммерциализации социальной сферы в виде широкого оказания социальных услуг, изменения правового статуса учреждений социальной защиты населения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», где введена новая статья, в которой установлены три типа государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные; Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», внедрением новой системы оплаты труда основанной на стимулирующих выплатах - особую актуальность имеют способности специалиста (бакалавра) к генерированию инновационных идей, формированию и оформлению этих идей в социальные проекты, знания по продвижению социального проекта в организациях грантодателях, организация работы по реализации социального проекта, написание отчета и курирование предпринятого и внедренного новшества в общественную жизнь региона, города, организации.
В современном мире социальная сфера претерпевает постоянные изменения, соответственно, значительно возрастают требования к профессионализму персонала учреждений, и это не только, обладание умениями работы на компьютере, использования офисной техники, навыками оформления документации в соответствии с нормами делопроизводства и прочими. Это так же важные, дополнительные профессиональные и личные качества: умение применять полученные теоретические знания в практической профессиональной деятельности, способность принимать наиболее оптимальные решения, навыки командной работы, самообразование и социальное проектирование. В контексте профессиональной деятельности, в сочетании с личностными качествами, определяющими готовность и способность заинтересованно и грамотно выполнять профессиональные функции, необходимы профессиональные знания, умения и навыки, добытые собственным трудом. Таким образом, по новому ФГОС третьего поколения особое внимание при становлении профессионала уделяется самообразованию и самостоятельной работе студента.
Одним из таких путей повышения познавательного интереса является вовлечение студентов в социально-проектную деятельность. Метод проектов является одним из методов личностно-ориентированного обучения, формирует у студентов способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия, развивает самомотивацию студента. Успех освоения данного метода во многом зависит от правильно организованной работы и усилий участников на всех этапах и стадиях, от степени владения студентами необходимыми для проектной деятельности интеллектуальными, творческими, коммуникативными, социальными и обще учебными навыками и умениями.
В ФГОС социальная работа бакалавр навыки социального проектирования выделены в отдельный блок профессиональных компетенций обозначенных как социально-проектные компетенции (ПК 30 - 35). Особое внимание хотелось бы уделить ПК 34: «быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг)», где бакалавр социальной работы должен сосредоточиться и быть готовым привлекать денежные средства в организацию, путем создания и реализации социальных проектов [3]. Под «фандрайзингом» понимается деятельность, которая направлена на привлечение и аккумулирование средств из различных источников. Эту деятельность можно рассматривать как творчество, ведь среди огромного числа проектов приходится выбирать наиболее значимые, поэтому, чем оригинальнее обращение за помощью, тем больше шансов на получение материальной поддержки.
Фандрайзинг имеет много видов, в данном случае имеет место «проектный фандрайзинг», т.е. задачей создания социального проекта является привлечение средств на реализацию конкретного проекта [2]. С одной стороны реализация таких проектов позволяет достигать четких целей использования средств, низкими расходами на фандрайзинг, а также получением обращение за помощью, тем больше шансов на получение материальной поддержки.
Фандрайзинг имеет много видов, в данном случае имеет место «проектный фандрайзинг», т.е. задачей создания социального проекта является привлечение средств на реализацию конкретного проекта [2]. С одной стороны, реализация таких проектов позволяет достигать четких целей использования средств низкими расходами на фандрайзинг, а также получением коммерческих выгод от финансирования проекта. С другой, скрывает множество негативных последствий для практики социального проектирования, так как цель реализации социально-значимого, полезного, качественного социального проекта, подменяется целью получения дохода, привлечения средств любым путем. Искусственное конструирование будущего всегда было нежелательным явлением для основной массы населения, но, в то же время позволяло лоббировать интересы элиты общества. Социальные проекты и сегодня определяются социально-экономическими отношениями и чаще всего реализуются путем навязывания.
Во-первых, современное состояние российского общества в целом характеризуется экономической, демографической, социальной и политической нестабильностью, что ведет к росту реализации социальных проектов трансцендентального характера, но они не решают насущных проблем общественной жизни. Во-вторых, такие проекты не претендуют на истину, но пытаются отразить происходящее в средствах массовой информации, под предлогом свободы слова. В-третьих, в реализуемых социальных проектах всегда присутствует субъективизм и плюрализм мнений, что несет такие негативные последствия как социальная агрессия и дисфункция основных социальных институтов.
Вместе с тем, эти же факторы могут вызывать и положительный резонанс в обществе: усиливать политическую активность населения, экономическую предприимчивость, рационально развивать социальную инфраструктуру и т.п. Так что функционирование и развитие любого общества в результате социального проектирования сопровождается социальными изменениями и активизацией инициативности населения.
В современной глобальной инженерно-проектной картине мира нет сущностей, которые нельзя было бы спроектировать. На этом этапе социальное проектирование обосновывается посредством распространения идеологии некоторого типа на прогнозирование целенаправленно достигаемых социальных перспектив. Это с неизбежностью предопределяет определенные социальные деформации, обусловленные несовпадением желаемого и сущего, к социальному и политическому доктринерству, под которое подвёрстываются различные социальные проекты. Действительно, нередко в ходе проектной деятельности исходные социальные требования и ценности, предъявляемые к проектируемому объекту, или искажаются, или просто не реализуются [4].
Социальное проектирование должно осуществляться в соответствии со спецификой общества. Реализация социальных проектов должна следовать определенным научным принципам, постепенно, преодолевая традицию утопизма, и способствовать созданию жизнеспособных проектов на основе объективной реальности.
Проектный подход в философском осмыслении сущности самого проекта представляется нам весьма продуктивным, так как позволяет четко отличить два принципиально разных способа проектирования и показать различие результатов этого проектирования в социальной практике. В настоящее время можно говорить о сведении всех возможных проектов к двум группам в зависимости от познаваемости мира, от отношения ученого к всеобщей связи явлений – метафизическим и диалектическим. Каждому проекту будет соответствовать своя модель мира – универсалистская или космическая. Эти модели предполагают определенные качества мира, на познании которых основывается познавательная активность человека. В рамках метафизического теоретизирования с позиций трансцендентальной реальности могут состояться два типа социальных проектов, соответствующих неономиналистской и неореалистской концепциям – проект-описание и проект-план. Проект-описание имеет только информационно-обрабатывающую функцию, выражающуюся в описательной деятельности, т.е. проектировщик не претендует на истинность, он только выражает определенную точку зрения относительно происходящего. Проект-план является выражением свободы воли субъекта проектирования, роль проектировщика заключается в создании, подготовке и реализации проекта в ситуации отвлечения от всеобщей связи явлений, научных методов и исследовательских подходов.
Принимая во внимание диалектический подход, уже невозможно поверить в то, что можно произвольно спроектировать среду. Проектирование оказывается здесь внутренним элементом, компонентом гораздо более сложной системы, в которой взаимодействуют разные типы деятельности. Диалектический научный метод предполагает существование проектов только одного типа: проект-образ..Проект оказывается частной формой преобразования возможной действительности в ряду других средообразующих действий, а проектирование не бывает достаточным, оно довольно парадоксально, так как появляется представление о том, как все должно быть сделано, следовательно, процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой деятельности. Объекты проектирования могут включать как материальные (производственные строения, машины и т.д.), так и нематериальные объекты (социальное проектирование). В то же время сам процесс проектирования является нематериальным, характеризуемым как информационно-обрабатывающая деятельность по созданию информационных моделей планирования технических работ, технических инноваций и выработки множества методов, средств и процедур для их реализации.
Проект-образ требует не только разработки замысла, который включает описание и обоснование проектной идеи, но и использования технологий создания проектной базы, механизма реализации проектной идеи. Проект должен стать мысленно осуществленной деятельностью, благодаря которой можно создать или реформировать ситуацию и привести её к желаемому виду. Проект-образ должен быть направлен на выработку авторских способов работы, позволяющих приблизить действительную ситуацию к желаемой. Таким образом, проект – это мысленное идеальное решение проблемы в авторской постановке.
Основа субъектно-ориентированного подхода к социальному проектированию выдвинута Ю. Хабермасом, который отмечал, что «в обществе растет сознание морально-политической автономии, а это значит, что и мы сами оказались перед задачей принимать решения о том, что нормально и что нет, основываясь на собственных критериях. Человек создает «полностью индивидуальный жизненный проект», чтобы оставаться самим собой в изменчивой реальности» [5]. Такое рабочее определение вполне соответствует метафизическому пониманию социального проектирования: в нем ясно показана роль субъективного источника проекта — его автора и исполнителя.
Исследовав проблему социального проектирования, считаем возможным сделать следующие выводы:
1. Социальный проект представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные параметры, дающие знания о желаемом будущем состоянии социальной системы или процесса. Желаемое будущее состояние системы, которое возникает при реализации социального проекта, достижимо при наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других условий, а так же необходимых интеллектуальных, познавательных, эвристических факторов. Философско-методологическое осмысление сущности социального проекта позволяет отличить два принципиально различных способа проектирования и показать различие результатов этого проектирования в социальной практике. Согласно универсалистской модели мира и метафизическому методу проект предстает как свободный объект, т.е. своеобразная фикция, возникающая вследствие отвлечения от всеобщей связи явлений. Согласно космической модели мира и диалектическому методу проект оказывается внутренним элементом, компонентом более сложной системы, в которой взаимодействуют различные типы деятельности.
2. Теоретический анализ социального проектирования сочетается с многообразием социальной практики разработки и реализации социальных проектов. Социальная практика может быть следствием реализации свободы воли субъекта или может быть детерминированной субъективными факторами и объективными условиями жизни общества. Социальный проект также детерминирован объективными условиями и субъективными факторами, к которым можно отнести общественную необходимость в целенаправленном изменении и развитии социальных систем или социальных объектов, их свойств или взаимоотношений, в реализации конструктивного характера социальных процессов, в снижении уровня социальной деструкции, социальной энтропии, неупорядоченности, неорганизованности и нестабильности. Наряду с данными факторами, можно выделить и предпосылки, которые выступают внутренними детерминантами социального проектирования и предполагают многофакторность, вариативность социальных процессов, возрастание необходимости разработки соответствующих специальных теорий социального проектирования, обобщающих эмпирический опыт и философско-методологическую базу в этой области.
3. Социальное проектирование предполагает теорию социальных изменений, сочетающуюся с практикой социальных преобразований. Социальная практика предполагает социальные последствия, в то же время она раскрывает необходимость социального проекта. Стратегической целью социального проекта является создание оптимальной организации социальных отношений с учетом объективных условий жизнедеятельности различных социальных групп и обществ. Альтернативность типов социального проектирования предполагает, прежде всего, адекватность каждого типа социального проектирования соответствующему типу социальной практики. Социальная практика актуализирует тот или иной тип социального проектирования и адекватную ему методологию. При этом в любом случае оказывается существенной как компетентность теоретика, так и некомпетентность социума, занимающегося практической реализацией социального проекта.
4. Социальное проектирование может осуществляться как социальное конструирование реальности в неономиналистском плане, когда проект выступает как попытка осознания стихийно реализующихся процессов; а также в неореалистском плане как социальная инженерия, когда социальный проект осуществляется под заранее сформированный социальный заказ. Для социальной инженерии и социального конструирования свойственны методики и техники субъективного изобретения социальной реальности соответствующие метафизической традиции.
Если социальный проект выступает как не имеющий самостоятельного бытия вне своего объективного прообраза, то этот проект принимает статус образа действительности, т.е. прообразом его является социальная действительность в целостности и противоречивости ее внутренних и внешних связей. Если же социальный проект конструируется субъектом проектирования по принципу свободы воли и выступает как существующий безотносительно к сложности социальной действительности, то мы имеем дело с репрезентацией действительности, и в этом случае социальный проект выступает как трансцендентальная реальность. Доказано, что истинность социального проекта определяется ее соответствием типу общественного развития и в этом смысле истинность социального проекта выступает как характеристика проекта как образа действительности или как характеристика проекта как репрезентации действительности.
Социальный проект как образ действительности должен отвечать требованиям реализации объективных законов природы и общества, соответствовать действительности в контексте всеобщей связи явлений. Социальный проект как образ соответствует принципу диалектического детерминизма, где учитывается необходимость антиэнтропийного процесса, направленного на преодоление социальной энтропии. Социальный проект как репрезентация действительности удваивает мир в качестве трансцендентальной реальности и в соответствии с метафизическим теоретизированием, актуальным, прежде всего для западного общества.
Согласно неореалистскому направлению, социальный проект предполагает сознательно осуществляемую последовательность действий, репрезентирующих некоторый идеальный конструкт, и в этом случае данная деятельность выступает как существование социального проекта и как воплощение социальной технологии в рамках социальной инженерии.
В контексте неономиналистской традиции понятие «проект» выступает как комментарий некоторой последовательности стихийно реализующихся действий. Следовательно, существования проекта, различаемые неономиналистами, являются ничем иным, как описаниями различных процессов, репрезентирующихся социальными проектами в рамках социального конструирования.
Создание успешного социального проекта во многом предопределяет сохранение собственных самобытных культурных особенностей, прежде казавшихся исключительным препятствием развития. Проблема социальных трансформаций для своего обсуждения нуждается не только в планировании на макроуровне, но и в микроанализе того, как это происходит на уровне каждой страны и даже по-разному развитых регионах.
Проект не может состояться вне определенного типа культуры. В условиях некоторых типов культуры может сформироваться только лишь соответствующий данному типу общества социальный проект. Существенно, что каждому обществу соответствует свой тип социального проекта и принцип его реализации. В коллективистском обществе проект предстает в качестве образа действительности и реализуется по принципу совершенства общественных отношений в условиях всеобщей связи явлений. Социальный проект коллективистского общества выступает как отрицательный вклад в социальную энтропию. В индивидуалистическом обществе проект предстает в качестве паттерна трансцендентальной реальности и реализуется по принципу свободы воли.
В настоящее время социальные проектировщики, к сожалению, обладают еще довольно низкой проектной культурой. Отчасти это объясняется тем, что к социальному проектированию приходят либо социологи, экономисты, культурологи, как правило, не знакомые с проектированием вообще, либо, напротив, архитекторы, инженеры, дизайнеры, системотехники и т. д., слабо ориентирующиеся в социально-гуманитарных науках. В своей работе социальные проектировщики реализуют следующие проектные процедуры: во-первых, они замышляют новый объект, новое качество социальной жизни; во-вторых, учитывают и согласовывают требования, предъявляемые к объекту, переводят эти требования в характеристики проектируемого объекта, создают варианты этого объекта, определяют его основные элементы и связи, и т.д. [6].
Анализ показывает, что эти проектные процедуры, которыми собственно и ограничивается проектная культура современного социального проектировщика, имеют свои особенности. Замышляя объект, социальный проектировщик, как правило, реализует в объекте, прежде всего, свои ценности и требования, чаще всего не замечая или игнорируя ценности и требования других «потенциальных участников» проектирования (заказчика, потребителя, согласующих инстанций). Другая особенность — новый объект понимается и замышляется не столько исходя из знания его социальной и культурной природы, сколько из существующих прототипов, т. е. сложившихся в культуре или уже спроектированных образцов. На стадии разработки эта же особенность проявляется в том, что задание и описание основных элементов и связей объекта происходит конструктивным способом, причем отношения и связи не столько реально порождаются, строятся, сколько приписываются как существующие на самом деле.
Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные, научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.
Социальное проектирование следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, общественная потребность в создании определенных объектов. Для социальной инженерии и социального конструирования свойственны методики и техники субъективного изобретения социальной реальности метафизической традиции. Если социальный проект рассматривается как не имеющий самостоятельного бытия вне своего объективного прообраза, то этот проект принимает статус образа, прообразом которого является социальная действительность в целостности и противоречивости ее внутренних и внешних связей. Если же социальный проект конструируется субъектом проектирования по свободному произволу и провозглашается существующим безотносительно к сложности социальной жизни, мы имеем дело не с образом, а с репрезентацией социальности, не с объективной, а с трансцендентальной реальностью.
При этом альтернативность типов социального проектирования не должна сводиться исключительно к абсолютизации их антагонизмов и подчеркивания их непримиримости. Более продуктивна позиция взаимопонимания и взаимодействия этих действительно различных типов проектирования, что в социальной практике должно проявиться как компетентный подход в реализации социальных проектов, соответствующих своему определенному типу общественного развития.
Специфика социального проекта как образа действительности во многом определяется некоторыми особенностями русского философского мышления, одной из которых является представление о том, что истина связана не со словом, а с образом. Социальный проект как образ действительности должен органично встраиваться в совокупность объективных законов природы и общества, соответствовать действительности в контексте всеобщей связи явлений, характерной для диалектической традиции осмысления мира.
Социальное проектирование должно осуществляться в соответствии со спецификой общества, отражать его культурно-историческое своеобразие. В коллективистском обществе проект предстает в качестве образа действительности и реализуется по принципу совершенствования общественных отношений в целях их гармонизации. В индивидуалистическом обществе проект предстает в качестве паттерна трансцендентальной реальности и реализуется по принципу свободы воли.
Истинность социального проекта определяется его соответствием типу общественного развития и в этом смысле выступает в качестве характеристики проекта как образа действительности или характеристики проекта как репрезентации действительности. Реализация социальных проектов должна строго следовать научным принципам и способствовать созданию жизнеспособных проектов на основе объективной реальности. Невозможно выстраивать будущую социальную жизнь, опираясь на возникшие в результате некритичного самовозвеличивания проекты и цели социального конструирования. История заставляет человечество признать, что благие цели, рационально выверенные средства их достижения нередко приводят к преступлениям, а достижение чистых идей формирует бесчеловечную, аморальную социальную практику. Создание социальных проектов должно стать деятельностью по поддержанию социальных технологий воспроизводства жизни на основе высоких социальных образцов, социального знания, ценностей общественного блага и истины.
В коллективистском обществе проект предстает в качестве образа действительности и реализуется по принципу объективной необходимости в условиях всеобщей связи явлений. Социальный проект коллективистского общества выступает как отрицательный вклад в социальную энтропию. В индивидуалистическом обществе проект предстает в качестве паттерна трансцендентальной реальности и реализуется по принципу волюнтаризма, персонализма, лоббирует интересы и потребности правящего класса.
В целом же, исходя из диалектического видения реальности, из синергетических установок в частности, необходимо признать, что социальный проект для России в современных кризисных условиях заключается в следовании, во-первых, собственным внутренним тенденциям развития и, во-вторых, вызову времени, тенденциям развития современной мировой цивилизации. При этом необходимо иметь в виду, что глубинное ядро отечественного социального проекта как образа действительности существенно более универсально, космично не только по сравнению с западноевропейским, но и другими сопоставимыми цивилизационными проектами.
Таким образом, освоение проектной технологии является сложным процессом, основанным на научных принципах и имеющим долгосрочный эффект для общества, будущий специалист должен понимать ответственность и важность своей деятельности при создании социальных проектов. Негативным моментом является то, что для освоения проектных компетенций студентам по учебному плану дается только один предмет «Социальное проектирование, моделирование и конструирование в социальной работе», за это время невозможно освоить сложную технологию написания, продвижения, реализации, курирования результатов. Для освоения социально-проектной технологии написания и реализации социальных проектов необходимо привлечение представителей НКО, так как они имеют большой опыт в этом направлении, представителей государственной и муниципальной власти непосредственно предоставляющих гранты для освещения проблемных вопросов, и проводить постоянный тренинг написания небольших социальных проектов на всех дисциплинах специализации. Так же необходимо отметить, что современные студенты не имеют мотивации на самообразование во внеучебное время, отсутствие инициативы, нежелание работать на общественных началах, вследствие коммерциализации жизни и временной занятости студентов, что негативно сказывается на формировании профессионализма и самоидентификации в профессии.
Литература
1. Чащина А.А. Социально-философский анализ социальных проектов. - Красноярск: СибГТУ, 2009. - 150 с.
2. Артемьева Т. В., Тульчинский Г. Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. - СПб.: «Лань», 2010. - 320 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 8 декабря 2009 г. № 709
4. Глазычев, В.Л. Язык и метод социального проектирования // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. - М.: Наука, 1986. – 301 с.
5. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью. - М.: Просвещение, 1998. - 107 с.
6. Розин, В.М. Что такое социальное проектирование? // Философские науки. - 1989. - № 10. - С. 51 - 68
7. Толланд Л., Пейша И. Методологические аспекты системного проектирования // Вопросы философии. – 1987. – № 2. – С. 27 - 42
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Чащина А.А., канд.филос.наук, доцент СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 6;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/170-710 (дата обращения:
01.11.2024).