С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира
С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности.
Факультета общественного здоровья, Медицинский университет – София
Использование арт-терапии в настоящее время не ограничивается только типом лечения различных заболеваний, особенно психического здоровья - как это было 60-70 лет назад, когда она начала появляться в общественном сознании как область научного знания и практики. Постепенно сферу влияния этого уникального явления распространилась и как профилактическое и защитное средство, т.е. вышло за пределы патологии и заболеваемости. Она во многом успешно решает не только чисто медицинские, но и педагогические, психологические и социальные проблемы, которые связаны как с отдельными лицами и группами, так и с обществом в целом в более широком контексте.
Сложное и многомерное понятие, арт-терапия эффективно применяется как в лечебной деятельности, так и как средство реабилитации и коррекции. Все чаще используется в социальной и образовательной сферах.
В этом смысле звучит и утверждение Aл. Копытина, что арт-терапия «... это не только метод в психиатрии для лечения пациентов, но и используется очень широко в социальной и педагогической практике, связана с общественным предназначением искусства для выражения и гармонизации внутреннего мира человека» (4, стр.36). Или, как говорит по этому поводу A.Будза (3, стр. 3), «арт-терапия является современной тенденцией в психотерапии, медицины и информационной медицине и в беоэнергичном лечении, которая использует качества традиционных средств терапии творческого процесса, в котором находится пациент, а также и результаты этого процесса - картины, стихи, музыку и так далее».
Можно таким образом определить сущность арт-терапевтического воздействия в узком смысле - с помощью искусства и его различных формы, а в гораздо более широком контексте - это, как правило, использование техники и различных типов и жанров искусства в качестве лечебного инструмента (6, 10).
Относительно новый аспект арт-терапевтической работы (как в теоретическом, так и в чисто практическом плане) в последние годы, все больше ее используют в различных направлениях и областях в социальной сфере. Очень успешно в последние десятилетия работают со старыми и стареющими людьми (клиентами), с различным маргинальным группами, детьми из неблагополучных семей, матерями-одиночками, с лицами с алкогольной и наркотической зависимостью, инвалидами, бездомными, лишенными прав, с беженцами и т.д., которые в той или иной степени подвержены ресоциализации. Фактически это новые области арт-терапии и при этом чрезвычайно перспективны. Потому что число людей, принадлежащих к этим группам, к сожалению, постоянно растет во всем мире. С другой стороны, нужны новые, более эффективные и менее болезненные подходы и методы воздействия на них для их адаптации, привлечение к общественно-полезному труду, к образованию, социализации, в полной мере участию в жизни наряду с другими членами общества.
Было бы трудно утверждать, что в Болгарии особенно хорошо идет работа в условиях широкомасштабного использования арт-терапии в социальной сфере. Хотя и существуют положительные примеры, они скорее спорадичны или плод усилий отдельных учителей или специалистов. А ведь это область, которая предлагает огромные резервы и участие людей, находящихся в невыгодном положении, в различных видах искусства и творческой деятельности, что означает непринужденный контакт с произведениями искусства для их ориентации к действиям с сильным положительным влиянием на психику и поведение этих людей для выражения интересов и своей активности, самовыражения и саморазвития. А в более глобальном смысле - и для будущей реализации, профессиональной ориентации, выбора профессии для личного и профессионального роста в целом.
Здесь мы видим характерный подход к использованию различных форм и средств арт-терапевтической работы - вера в силы и потенциальные возможности этих людей, в их реальные возможности для позитивного развития и свободы выбора деятельности. Таким образом, цель, как правило, состоит в том, чтобы обнаружить наклонности, таланты и задатки, которые впоследствии могут быть смоделированы в какой-то степени в способности - то, что поможет правильному выбору подходящей профессии, обучения и работы в одной или другой области жизни. Это и определяет использование различных форм деятельности арт-терапии при основном использовании различных жанров, таких как искусство и декоративно-прикладное искусство, музыкальная терапия, литература, икебана, движение и танец и т.д..
Успешный эксперимент в этом направлении провел В.Борисов в учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (1). Автор поставил перед собой цель достичь социализации и социального развития личности этого контингента путем приобретения нового социального опыта через художественную и творческую деятельность и выступления в различных семинарах, организованных в данном заведении. При изучении индивидуальных различий учащихся В.Борисов умело направил их деятельность к занятиям в студии искусств и поэзии. В связи с этим автор пишет, что «... понимание духовности и противоречивых эмоциональных состояний учащихся заряжает наставника педагогическим оптимизмом и дает силы и уверенность в том, что в каждом выпускнике скрываются задатки, возможности и позитивное отношение» (2, стр. 99).
Кроме художественных мастерских, где различные ученики работают с различными материалами - кожей, текстилем, деревом, нитками и т.д., тот же автор в своих экспериментах и широко использовал поэзию - других авторов и самих девушек, которые работают. Через нее он достиг до внутренних переживаний, невысказанных чувств учениц, их нереализованных мечтаний и стремлений. Таким образом, благодаря своей творческой деятельности на основе взаимодействия с учителями и одноклассниками (в коллективных формах работы в студии), постепенно появились положительные изменения в поведении и личности учениц. Они достигают повышения чувства собственных способностей и удовлетворения в связи с достигнутыми результатами, которые создают положительные эмоции и переживания. И не только это – сделанные учащимися поделки - рисунки, картины, панно из различных материалов, куклы, резьба по дереву, открыткии т.д. (который, кстати, выставляются на выставках-продажах), имеют заметно высокую художественную ценность и выявляют элементы творчества и самовыражения. Они ясно показывают, что эти учащиеся, или по крайней мере значительная часть из них, располагают скрытым потенциалом и талантом развития, когда им обеспечены подходящие условия для самовыражения. Важно, что каждый ученик имеет возможность самостоятельно выбирать материалы, методы и предмет для работы и это провоцирует творческую деятельность и имеет важное значение для саморазвития. В результате прикосновение к искусству и участие в художественной деятельности направляет активность отдельного индивида в положительное русло, появляется потребность в полезной деятельности, ведущей к положительным результатам. Все это со временем может привести непосредственно к профессиональной деятельности, выбору профессии, самореализации и успеху.
Успешная работа в Болгарии с применением различных форм и подходов к арт-терапии ведется с детьми-беженцами. Болгария входит в число стран, в которые постоянно направлен большой приток беженцев из разных уголков мира. Этот факт обязывает нашу страну принимать конкретные решения и меры в соответствии с международными стандартами и нормами. Это то, что Болгария полностью выполняет, а также наше законодательство находится в синхронизации с международными стандартами. Основная ответственность за эту деятельность лежит на Государственном агентстве по делам беженцев при Совете министров, активно поддерживаемая Представительством УВКБ ООН в Болгарии, Ассоциацией по интеграции беженцев и мигрантов и несколькими неправительственными организациями.
В Интеграционном центре для беженцев созданы не только отличные условия для проживания лиц, их медицинского обезпечения, профессиональной ориентации, изучения болгарского языка и т.д., но созданы и очень хорошие возможности особенно для детей и подростков и женщин-беженцев. Они имеют очень хорошие возможности для творчества, для занятий различными искусствами. Например, функционирует специальный кабинет изобразительного искусства с художником-педагогом, устраиваются выставки работ детей-беженцев, спектакли, различные праздники, где дети исполняют песни и танцы - как родного фольклора, а также разучивают образцы болгарского фольклора. Это не только делает их счастливыми, мотивированными для творчества, раскрывая потенциальные таланты и наклонности, но и помогает их интеграции в новой стране проходить более непосредствено, легко, изучая язык и помогая привыкнуть к новым условиям в целом.
У нас была реализована очень успешная инициатива в направлении арт-терапевтическиго эффекта, а именно работа фондации «Авансцена». По инициативе и под руководством великого болгарского актера и режиссера Сотира Майноловского в 2002-2005 годах были организованы национальные театральные семинары под названием «Другой театрr». В курорте «Албена» на Черном море в эти годы было организовано два раза в год пятнадцать семинаров с участием детей и подростков с психическими и физическими недостатками из специализированных домов со всей страны. Под руководством профессиональных артистов, режиссеров, художников, учителей, они подготавливали различные театральные спектакли и показывали их перед зрителями несколько раз с большим успехом. Эта группа имела амбиции, направленные на достижение нового видения возможностей театра и арт-терапии (в этом случае его вид театротерапии) как средства получения различных художественных навыков. Через их участие в различных видах искусства, направленных на поддержку социализации и ресоциализации детей и молодежи с ограниченными возможностями в обществе, использование конкретно театра для помощи униженным и давая им новую уверенность как равноправным гражданам общества.
Дважды в 2005 году в рамках этих театральных мастерских «Другой театр» состоялись научно-практические конференции.
В 2006/2007г., в рамках подготовки дипломной программы на Педагогическом факультете Софийского Университета Д.Петров провел экспериментальное исследование, посвященное арт-терапевтической активности в социальных учреждениях (5). Мотивацией для выбора темы было то, что в целом возможности арт-терапии являются очень большими, в том числе и в этой области, а «арт-терапия в работе социальных институтов в Болгарии используется редко и плохо изучена» (там же, стр. 167). В исследовании приняли участие 30 сотрудников, работающих в различных учреждениях в городе София: психологи, социальные работники, педагоги, логопеды и другие. Все они использовали различные формы и виды арт-терапии, работая с контингентом (приобладало изобразительное искусство).
Различные специалисты, используя различные формы и методы арт-терапевтической деятельности, выражали свое глубокое убеждение, что последняя является полезной для их пациентов, независимо от степени и тяжести заболевания. Даже при неизлечимых психологических и физиологических формах арт-терапевтическая деятельность дает результаты и показала свою эффективность. В проведенном социологическом исследовании 93,33% опрошенных выразили уверенность в специальных возможностях арт-терапии и готовности продолжать применять его на практике (5, с.173-174).
Это данные лишь бегло отображают истинные реальные возможности арт-терапии в социальной сфере и я глубоко убежден в том, что они огромны в будущем откроют большие возможности и перспективы эффективности и ее приложений.
Применение различных форм арт-терапии в социальной работе имеет прямое и непосредственные медицинские и медико-социальные цели, но они подчинены общей цели общего воспитания - социализации и гармонизации личности. Во многих случаях, когда необходимо повторное включение лица в условия социальной жизни, основной целью является реабилитация. В таких случаях существует прямое направление к психокорекционным задачам и воспитательной работе с определенным контингентом с де-социализацией поведения. Это люди, которые не смогли пройти социализацию и ресоциализацию, а также имеют отклонения в поведение. Во многих случаях налицо правонарушения и преступления. Такие лица, как правило, попавшие в криминогенную среду, или являются бездомными. Во многих случаях у некоторых из них выявлены и психопатические настроения, проявляются эмоциональные характеристики неустойчивости воли и характера, ряд негативных привычек и т.п., которые являются результатом их образа жизни, низкого уровеня интеллекта, отсутствие образования, плохие социально-нравственные представления. Налицо низкий интеллект, отсутствие мотивации к учебе и к работе в целом. Кроме того, они легко поддаются внушению, у них отсутствет критика, но существует восприимчивость к вредным воздействиям. Таким образом, такими людьми легко манипулировать и они часто участвуют в различных антиобщественных проявлениях и преступной деятельности. Во многих случаях есть также деградация и маргинализация.
Именно у таких людей искусство может сыграть положительную роль для их гармонизации, гуманизации, воспитания, социализации и ресоциализации, имея ввиду перспективу с учетом априорных бесконечных возможностей и оптимальной активности. Естественно, когда формы, инструменты, подходы, методы арт-терапевтических эффектов выбраны надлежащим образом и применяются в надлежащее время, месте и оптимально при соблюдении индивидуального подхода.
Литература
Борисова, В., Ресоциализация на малолетни и непълнолетни чрез самоизява и творчество, автореферат, София, 2000 г.
Борисова, В., Социализация и ресоциализация, София, 2001 г.
Будза, Ал., Арт-терапия, Йога внутреннего художника, Москва, 2002 г., изд. „Астрель – АСТ”.
Копытин, Ал.И., Теория и практика арт-терапии, Санкт-Петербург, 2002 г., изд. „Питер”.
Петров, Д-, Арт-терапевтична дейност в институции за социална работа, в сб.материали „Контакт 2007” от ХХ научна сесия на ИНГА, София, 2007 г., изд. „ТЕМТО”, стр.167-175.
Попов, Т., Терапия и профилактика чрез изкуство, София, 2004 г., изд. „Образование”.
Попов, Т., Арт-терапията при децата, София, 2008 г., изд. „Дефесто”.
Попов, Т., Арт-терапията като интердисциплинарна област, сп. Контакти”, 2004 г. (год. ІV), бр.11 (42), тр.3-8.
Попов, Т., За някои възможности на приложението на арт-терапията в социалната сфера, в сб. Гражданската идея в действие, София, 2004 г., изд. „ТЕМТО”.
Петрова А.С. Создание электронных средств обучения по дисциплине «Информатика и ИКТ» на основе ресурсов образовательной среды «Moodle». Фак-т математических и общих естественно научных дисциплин. Омск.
Радужная О.Н. – психолог, преподаватель. Возможности психокинезиологии в решении сложных жизненных проблем. КГПУ им. В.П. Астафьева, Красноярск.
Ражников В.Г. – д-р пс.н. Москва.
Терзиева М.Т. – д. пед.н, профессор. Билингвальные ученики и их конфликт со школьной культурой. Р Болгария, г. Бургас, Университет им. проф. д-ра А.Златарова.
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Попов Теодор – профессор, док.мед.наук ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 7;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/172-722 (дата обращения:
24.11.2024).