С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира
С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности.
Трендафилова Петя - гл. ас. д-р, Воденичарова Александрина, Иванов Евгени– ас., кафедра медицинской педагогики,
Факультет общественного здоровья, Медицинский университет - София
Резюме. Дети являются наиболее уязвимой группой в обществе, которая характеризуется отсутствием автономии (т.е., зависимостью от родителей, воспитателей, учителей и др.), незрелостью в ходе физиологических процессов, неспособностью в полной мере выразить себя словами.
Любая форма жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, психологическое и т.д.) включает и эмоциональное насилие или отклонение. Насилие, независимо от формы, в которой оно проявляется, негативно влияет на некоторые аспекты физического, эмоционального, социального, психологического и интеллектуального развития ребенка.
Некоторым детям нужно поделиться пережитым, обратиться за помощью к кому-нибудь, но большинство детей, ставших жертвами, чрезвычайно сдержаны и даже замкнуты.
Если дети-жертвы насилия не получат необходимую помощь и поддержку, то они могут прибегнуть к алкоголю, наркотикам, проституции, агрессивному поведению, совершению преступлений, эмоциональным и психическим расстройствам, попыткам самоубийства, и т.д.
Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, психологическая и педагогическая работа с детьми, травматическое переживание, помощь и поддержка.
Довольно часто дети становятся невольными свидетелями, а иногда и жертвами насилия. Это может стать очень травмирующим переживанием для ребенка с длительным негативным влиянием на психическое, эмоциональное и социальное развитие молодого человека.
Жестокое обращение с детьми определяется как любое поведение, которое наносит вред физическому и психосоциальному существованию ребенка, угрожая, соответствующему его возрасту развитию и состоянию здоровья [3].
Дети являются наиболее уязвимой группой в обществе, которая характеризуется отсутствием автономии (то есть, зависимостью от родителей, воспитателей, учителей и др.), незрелостью в ходе физиологических процессов, неспособностью в полной мере выразить себя словами.
Любая форма жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, психологическое и т.д.), включает и эмоциональное насилие или отклонение. Оно имеет огромное негативное воздействие на эмоциональное развитие ребенка и его поведение. Насилие, независимо от формы, в которой она проявляется, негативно влияет на некоторые аспекты физического, эмоционального, социального, психологического и интеллектуального развития ребенка.
Одной из особенных форм насилия по отношению к детям является пренебрежение. Оно может выражаться через отказ, заброшенность, несоблюдение детской гигиены, подверженность любой опасности, воздействие голодом, холодом и т.д. Таким образом, ставя под угрозу здоровье ребенка и его нормальное психофизиологическое развитие.
Если дети, ставшие жертвами насилия, не получат необходимую помощь и поддержку, то они могут прибегнуть к алкоголю, наркотикам, проституции, агрессивному поведению, совершению преступлений, эмоциональным и психическим расстройствам, попыткам самоубийства и т.д. Если насилие продолжится, оно может привести к преждевременной смерти. Некоторым детям нужно поделиться своими переживаниями, обратиться за помощью к кому-нибудь, но большинство детей, ставших жертвами, становятся чрезвычайно сдержанными и даже замкнутыми. Они стыдятся того, что произошло, и ни при каких обстоятельствах не хотят поделиться. Существует очевидный страх, что может случиться с ними, если они кому-нибудь скажут.
По данным американского невролога д-ра Harry Chugan, в течение первых трех лет жизни ребенка, связи между нервными клетками развиваются быстро, поэтому этот период считается наиболее критическим в развитии мозга ребенка. Он очень чувствителен к травмам. Страх и стресс, которые сопровождают насилие, которому подвергаются дети, освобождают стресс-гормоны (например, кортизол), которые влияют на детский мозг, как кислота. Самый маленький стресс или страх (например, лицо насильника) вызывает высвобождение гормонов стресса. Это приводит к гиперактивности, беспокойству, неконтролируемому и агрессивному поведению ребенка [3].
Оказаться свидетелями насилия - тоже может быть очень травмирующим и иметь далеко идущие негативные последствия для эмоционального и социального развития ребенка. У детей, ставших свидетелями насилия в семье, появляются долгосрочные проблемы. Чаще всего это депрессии в зрелом возрасте, злоупотребление алкоголем и другими психотропными веществами, симптомы, связанные с травмой, низкая самооценки у женщин, проблемы с психическим здоровьем и саморазрушающее поведение (Krug мкм. 2005, Форсберг 2002 ) [4].
В семьях, где есть насилие, дети склонны воспринимать эту модель как что-то обычные, как средство воспитания, которое они будут применять в будущем по отношению к своим партнерам и своим детям. Эти дети знакомы со страхом и насилием и воплощение в образ насильника является вероятным механизмом для развития. Этот процесс известен как идентификация с насильником [4].
Дети, ставших жертвами насилия, испытывают трудности при сосредоточении внимания, концентрации, обучении и самоконтроле. Наблюдаются также беспокойство, низкая самооценка, проблемы в школе, побеги из дома, депрессия, гнев, посттравматические стрессовые расстройства, трудности в установлении отношений в зрелом возрасте и многое другое. Эти эффекты зависят от возраста, пола и длительности насилия.
Дети, ставшие невольными свидетелями насилия в семье, могли бы обратиться за помощью или вмешаться, чтобы защитить свою мать, но таким образом, рискуя собой.
Часто жестокое обращение с детьми может быть трудно определимо и квалифицировано как таковое. Для этого вам нужны достаточные доказательства. Очень высок процент поспешных и ошибочных выводов о насилии в отношении детей. Обвинения в злоупотреблении и принуждении детей особенно трудны из-за незрелости объектов наблюдений (например, детей). Очень сложно и нельзя рассчитывать на то, что дети предоставят адекватную информацию, чтобы описать то, что произошло или свидетельствовать против лица, совершившего насилие.
Даже для опытного педагога нужно собрать достаточно доказательств и крайне важно при определении суждений, быть внимательным, т.к. существует вероятность наличия заблуждающих элементов, как в задаваемых вопросах, так и по отношению к аналитическим возможностям конкретного ребенка. Очень трудно маленькому ребенку (особенно в возрасте до 3) описать то, что случилось с ним, вспомнить насилие, жестокое обращение или сексуальное насилие. Их переживания, однако, могут быть проиллюстрированы рисунками, в их сказках или играх. Некоторые специалисты, которые находятся в более тесном контакте с детьми, могли бы сыграть ключевую роль в выявлении насилия.
Например:
Акушерки и педиатры;
Личный (семейный) врач или медсестра;
Медсестры и врачи неотложной помощи, вызванные родителями для специализированной медицинской помощи;
Педагоги в детском саду, учителя в школе;
Психологи и психиатры;
Школьные врачи и медсестры;
Социальные работники;
Приемные родители и родственники;
Другие.
Все они должны пройти дополнительное обучение для распознавания признаков жестокого обращения с детьми и для определения принципов профессионального поведения в отношении детей-жертв насилия и их родителей.
Обучение, касающееся вопросов насилия в отношении детей, проводится для того, чтобы помочь специалистам в различных областях понять распределение, динамику, последствия и реакции на насилие над детьми, чтобы иметь возможность эффективно вмешаться и безопасно противодействовать такому поведению.
От педагогов требуется, чтобы они были более информированны и знакомы с проблемами, связанными с насилием в отношении детей. Нужно дополнительное обучение, чтобы увидеть проблему и оказать поддержку пострадавшим детям и их семьям.
Целью является подготовка специалистов, мыслящих критически, принимающих обоснованные решения по вопросам, связанным с насилием в отношении детей и оценкой всех возможных рисков, связанных с этими решениями.
Роль жертвы, как стигма, которая оказывает серьезные негативные влияния на хрупкую психику ребенка. Детей надо учить, как бороться с воспоминаниями, жить вопреки пережитому и двигаться дальше. О детях, ставших жертвами насилия Дени Сала писал: «жертвы не столько ждут наказания виновных а, скорее, жест радикального и ясного признания нанесенного вреда, разделения боли и сочувствия, через которое совершенное зло будет понято и воспринято как бесконечное...» [7]. Если это ожидание не будет удовлетворено, жертва может оказаться в состоянии постоянного дефицита и постоянного поиска признания ее страданий. В некоторых случаях даже больше - смысл жизни будет сосредоточен на мести за то, что они испытали.
В свою очередь родители (в основном матери), которые также являются жертвами насилия, сталкиваются с очень серьезной дилеммой - следует ли остановить насильственные отношения или сохранить их из-за страха перед появлением ряда осложнений. Очень часто в основе вмененного страха и неопределенности, связанных с прекращением отношений с обидчиком, коренится забота о благополучии детей.
Часто в насильственных отношениях есть периоды вреда и жестокого обращения и мирные периоды. Это явление известно в литературе как «промежуточное подкрепление». Эти так называемые «светлые периоды в отношениях» приводят к эмоциональной привязанности, которая снижает способность жертвы принимать самостоятельные решения.
Периоды насилия вызывают отчаяние и беспомощность, а мирные периоды приводят к облегчению и надежде. (Совет по положению женщин северо-восточных территорий в 1995 г.)
Считается, что самое опасное время для жертв насилия и их детей наступает с момента, когда она собирается оставить ее партнера и в течение следующих шести месяцев.
Таким образом, нужно сделать тщательную оценку степени риска при уходе от партнера и возможных мер безопасности жертвы и ее детей.
В заключение можно сказать, что, учитывая сложность обсуждаемой проблемы, крайне важно, чтобы дети, ставшие жертвами насилия, подвергались целенаправленной работе со специально обученным для этих целей персоналом, адекватно распознающим симптомы насилия в отношении детей и обеспечивающим эффективную психологическую и педагогическую защиту жертвы, чтобы положительно влиять на физическое, эмоциональное, социальное, психологическое и интеллектуальное развитие ребенка.
Литература
AllenM., H. Hellbernd, S. Huschka, S. Jenner, S. Perttu, T. Savola. Преподаватели по социални и здравни грижи срещу насилието. Ръководство за преподаватели. Под редакцията на П. Трендафилова, ISBN 978-952-10-6208-7, 2010.
Allen M., S. Perttu. Наръчник за преподавателите по социални и здравни грижи. Под редакцията на П. Трендафилова, ISBN 978-952-10-6209-4, 2010.
Сексуална злоупотреба с деца. Наръчник за специалисти от помагащите професии – лекари, юристи, психолози, социални работници. Фондация „Център Надя”, издава се с финансовата подкрепа на Фондация ОАК – Женева.
Трендафилова П. Насилието срещу интимния партньор (специфични особености, предпоставки за възникване, идентификация и превенция). Монография. ISBN: 978-954-2918-51-6, С., 2012.
Holt, S. (2003) ‘Child Protection and Men’s Abuse of Women: An Irish Study’, Journal of Child and Family Social Work, 8, 1, 53-65
Humphreys, C. and Stanley, S. (eds) Domestic Violence and Child Protection: Directions for Good Practice, London: Jessica Kingsley, 2006.
Salas Denis, (2004) Les enfants d’Orphée anciennes et nouvelles victimes in Vengeances le face à face victime /agresseur, Autrement n°228 Mars 2004.
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Трендафилова Петя - гл. ас. д-р, Воденичарова Александрина, Иванов Евгени – ас., кафедра медицинской педагогики РАБОТА С ДЕТЬМИ - ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 7;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/172-729 (дата обращения:
22.11.2024).