Вестник Восточно-Сибирской открытой академии
Электронный научный журнал
Конференции

С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира

Конференция-1

Конференция-2

Конференция-3

Форум Наш Олимп

Конференция-4

Конференция-5

Конференция-6

Конференция-7

Конференция-8

Конференция-9

Конференция-10

Конференция-11

Гл. редактор
Издательская платформа РАЕ

С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности. 

Вестник ВСО Академии на платформе РАЕ

Доверенность РАЕ

Преимущества

Поздравления. Награды
Реклама

Психологические науки
ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Патитина В. Н. 1

1. каф. психологии Тираспольского межрегионального университета

ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

Патитина В. Н. - преподаватель  каф. психологии

Тираспольского межрегионального университета                                                             

 

Проблема способностей к усвоению иностранного языка всегда волновала обучающихся, преподавателей, а так же методистов и психологов. У большого числа людей индивидуальные стратегии овладения знаниями и стратегии их применения достаточно устойчивы, независимо от вида деятельности, и проходят через разные возрастные этапы. На психофизиологическом уровне для анализа особенностей личности используются основные параметры типологических свойств нервной системы, в частности, характеристики межполушарного взаимодействия мозга. Именно эти природные предпосылки играют значительную роль в обеспечении устойчивого типа овладения иностранным языком.

Исследования А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской и других ученых, развивающих теорию о ведущей роли коры больших полушарий в мозговой организации психических процессов, а также  работы С. Спрингер, Г. Дейч, Леннеберг, Бассер, Трауготт, Б.С. Котик привели ученых к выводу о различной роли правого и левого полушария в организации речемыслительной деятельности. Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн считали, что природные задатки во многом определяются мозговой организацией, являющейся врожденной, и сводящих способности к успешности выполнения соответствующей деятельности. Следовательно, и языковые способности во многом определяются и зависят от характеристики межполушарной асимметрии мозга и определяют успешность овладения иностранным языком.

Однако, необходимо развести понятия лингвистические способности и речевые способности в соответствии с мнением М.А. Холодной и Л.С. Выготского, и работами А.А.Леонтьева И.А.Зимней, Дж. Грин были рассмотрены «языковая способность» и «способность к языкам», представляющих собой врожденную способность и способность к употреблению. Кабардов М. К. и Арцишевская Е. В., говоря о способностях, вводят оценочный критерий, подразумевая потенциальные возможности и задатки, от которых зависят скорость, качество и уровень сформированности соответствующей обученности. Компоненты же лингвистических способностей были выделены М.М. Гохлернер и Г.В. Ейгер. В исследовании И.Л. Шолпо выделены основные параметры, по которым можно судить о большей или меньшей одаренности человека в области изучения иностранных языков.

Предметом нашего исследования стало выявление связи между уровнем развития языковых способностей и особенностями межполушарной асимметрии при различных типах овладения иностранным языком.

Исследование проводилось на учащихся 7 - 10 классов, в количестве 122 человек. Для диагностики уровня развития способностей к иностранным языкам использовалась ранее разработанная методика (авторы: В.Н.Патитина и А.А.Икизли) на основе теста способностей П. Пимслера. Высокий уровень развития способностей к иностранному языку был выявлен у 36% учащихся средний уровень – у 57%  и у 7% диагностирован низкий уровень данных способностей.

Диагностический инструментарий, направленный на выявление формул асимметрии головного мозга представляет собой набор субтестов по моторным и сенсорным пробам руки, ноги и глаза, а так же методика  дихотическое прослушивание, предложенное Д.Кимурой. Валидность и надежность следующих методик была определена пилотажным исследованием в течение двух лет с интервалом в 8 месяцев. Для выявления формулы асимметрии головного мозга сопоставлялись все показатели по отдельным пробам, и выводилась основная позиция по совокупности сенсорных и моторных проб, где выводилось сочетание 4 букв (букв «П» и «Л»), при этом 1-ая и 2-ая  буквы означают ведущее полушарие по моторным пробам руки и ноги, а 3-я и 4-я буквы означают ведущее полушарие по сенсорным пробам глаза и уха. Наибольший процент из выявленных формул асимметрии составляют следующие сочетания: ПППП (11%), ПППЛ (25%), ПЛПЛ (14%), ЛППП(8%), ЛППЛ (8%),ПППО (11%).

Анализируя результаты по уровню развития языковых способностей и выявленным формулам асимметрии для данной группы испытуемых, выявлено, что высокий уровень развития языковых способностей соответствует выраженному доминированию левого полушария по сенсорным и моторным пробам, а также левосторонняя асимметрия, сочетающаяся с амбидекстрией  по сенсорным пробам уха. Данные формулы ПППП, ПППЛ, ПППО характерны для 75% учащихся данной группы.

Для  60%   учащихся со средним уровнем развития языковых способностей характерна лево- и правосторонняя асимметрия по моторным и сенсорным пробам в различных сочетаниях формул асимметрии ПЛПЛ, ПЛЛП, ЛППЛ, ЛПЛП, ЛЛПЛ.

Учащиеся с низким уровнем языковых способностей имеют ярко выраженное доминирование правого полушария  по сенсорным пробам глаза и уха и моторным пробам руки в различных сочетаниях формул асимметрии (88% учащихся данной группы с формулой асимметрии ЛПЛЛ).

Проанализировав полученные результаты можно сделать следующие выводы:

1. Выявлены достаточно устойчивые индивидуально-типологические особенности учащихся, проявляемые при обучении иностранным языкам.

2. Существует связь между уровнем развития способностей к иностранным языкам и межполушарной асимметрией мозга. Учащиеся с  левополушарным доминированием обладают более высокими языковыми способностями.

3. Левое и правое полушария играют принципиально разную роль в восприятии и    понимании родного и второго языков. Различное значение правого и левого полушарий сводится к разной латерализации механизмов, обеспечивающих начальные этапы построения высказываний: формирование глубинных структур родного языка обеспечивается механизмами правого полушария, формирование глубинных структур второго языка, выученного школьным методом, - механизмами левого полушария.

В заключении надо отметить, что успешность в овладении иностранным языком определяется не только уровнем развития языковых способностей, но также и степенью соответствия технологии обучения устойчиво  проявляющемуся  типу усвоения иностранного языка.


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Патитина В. Н. ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ К ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 7;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/172-723 (дата обращения: 23.11.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 898 | За неделю: 898 | Всего: 3399


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
free countersПроверка тИЦ и PR