Вестник Восточно-Сибирской открытой академии
Электронный научный журнал
Конференции

С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира

Конференция-1

Конференция-2

Конференция-3

Форум Наш Олимп

Конференция-4

Конференция-5

Конференция-6

Конференция-7

Конференция-8

Конференция-9

Конференция-10

Конференция-11

Гл. редактор
Издательская платформа РАЕ

С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности. 

Вестник ВСО Академии на платформе РАЕ

Доверенность РАЕ

Преимущества

Поздравления. Награды
Реклама

Психологические науки
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ СТИМУЛЯЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Балканска Полина - доц. д-р 1

1. Факультет общественного здоровья, Медицинский университет - София

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ СТИМУЛЯЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

Балканска Полина   - доц. д-р,

 Факультет общественного здоровья,

Медицинский университет - София

 

Аннотация. Предоставляем Вашему вниманию психотерапевтическую программу моделирования для поддержки социальной компетентности у пожилых пациентов с когнитивными нарушениями по трем основным направлениям: улучшение возможностей для ориентации; сохранение социальных контактов; поддержание старых привычек. Программа является неотъемлемой частью третичной профилактики деменции и других когнитивных нарушений в пожилом возрасте.

Ключевые слова: социальная компетентность, когнитивное обучение, пожилые люди, слабоумие

 

Введение. Деменция является одним из самых болезненных и трагических, "нечеловечных" заболеваний в пожилом возрасте. Поэтому нынешняя демографическая тенденция к увеличению доли пожилых людей в последние десятилетия  определяет синдром деменции как значительную медицинскую, социальную, психологическую и экономическую проблему современного общества. Исключительная медицинская или социальная значимости этой разрушительной для человеческого интеллекта болезни, является результатом как высокой заболеваемости и прогрессирующей потери автономии пациента, так и специфики соответствующего ухода (Балканска, П. , 2003).

В связи с ростом актуальности проблемы деменции все больше ученых из разных областей знаний работают по созданию и изучению возможностей различных терапевтических стратегий. Психосоциальные вмешательства, направленные на пациента и его семью, занимают важное место в комплексной терапии деменции.

Когнитивное обучение является важным для поддержания формы социальной компетентности для людей с нарушениями когнитивных функций. Его основной целью является сохранение и поддержание относительной автономии пациента в повседневной жизни как можно дольше времени. Болезнь требует адаптации поведения как пациента, так и его семьи. Имеются в виду мнестичные расстройства и нарушения тесных отношений, которые порождают чувство неуверенности, аффективные расстройства и проблемы контроля у этих пациентов (Балканска, П., 2008).

На ранних стадиях заболевания пациенты часто испытывают глубокие трудности, связанные с осуществлением их ежедневных и/или профессиональных обязанностей, с прогрессирующими нарушениями ориентации и общим снижением способностей. Это приводит к депрессии, тревоге и неуверенности (Балканска, П., 2012).

В течение заболевания постепенно ухудшается скорость психических процессов и замедляются реакции пациента. Он больше не может принимать и обрабатывать правильно новую информацию. Обычные требования и больший объем данных загружают его и вызывают тревогу.

Больные деменцией трудно контролируют свои реакции. На первый взгляд, незначительные поводы могут вызвать реакцию страха и паники у пациента, которые приводят к трудно преодолимым агрессивным вспышкам. Эти вспышки являются источником больших проблем для людей, которые заботятся о таких больных (Балканска, П., 2012).

На ранних стадиях деменции возможности для обучения и познавательные способности страдающих этим заболеванием еще не нарушены. В этот период когнитивное обучение имеет решающее значение для поддержания автономии пациента. (Балканска, П., Н.Георгиев, 2009) Проведение когнитивных упражнений и системной терапии приводит к уменьшению трудностей и проблем, возникающих на ранних стадиях деменции. В этот период развития болезни подготовка имеет оптимальные возможности. У больных с дементным синдромом достигается селективное улучшение функции обучения (Ermini-Funfschiling, 1997).

На основе международного опыта и с учетом культурных и социальных характеристик населения Болгарии была разработана базовая структура программы моделирования психотерапевтической поддержки социальной компетентности пожилого населения Болгарии с когнитивными нарушениями (Балканска, П., 2003, 2008).

Алгоритм многофакторной концепсии когнитивного обучения.
         Концепция когнитивного обучения основана на знаниях из различных областей психологии и геронтологии и направлена ​​на улучшение качества жизни и социальной компетентности больных. Достижения когнитивной психологии, нейропсихологии, геронтопсихологии и знаний по этиологии и течении различных заболеваний головного мозга в процессе старения, является необходимым условием для успеха этого вида терапии (Ermini-Funfschiling, 1997). Реализация стратегии когнитивно-поведенческой терапии позволяет изменяющееся по мере прогрессирования заболевания поведение пациента настроить и адаптировать к новым реалиям.

При структурировании когнитивного обучения будем исходить из  следующего алгоритма:

1. Уточнение оставшихся нетронутыми способностей пациента и направленное обучение для индивидуальной подготовленности. Организация обучения для компенсации нарушенных функций.

2. Тренировка сохраненных способностей для достижения максимально возможного сохранения приобретенных до этого знаний и навыков. Включение всех органов чувств в обучение позволяет активировать различные области мозга.

3. Соблюдение требований к участникам выражать свое личное мнение по обсуждаемым вопросам. Это дает информацию, которая позволяет  контролировать состояние каждого из них.

4. Применение индивидуального подхода к каждому участнику тренинга. При этом у пациента возникает чувство личной значимости и успеха. Воспитание чувства личной значимости достигается путем проведения индивидуальных разговоров по вопросам  из областей знаний, в которых пациент все еще компетентен (например, география, история, культура, профессиональны знания и т. д.).

5. Улучшение эмоционального состояния больных путем достижения чувств полезности и значимости, влияющие положительно на психические способности человека.

6. Достижение эмпатии в отношениях. В группе пациенты получают понимание и сочувствие терапевта и других участников. Они могут свободно выражать свое мнение и рассказывать о своих проблемах. Чувство неполноценности и изоляции постепенно исчезает.
Основные правила когнитивного обучения.

При организации и проведении когнитивного обучения необходимо следовать определенным правилам,  в целях обеспечения максимальной отдачи от ее реализации. Они основаны на конкретном процессе заболевания головного мозга и одобрены в ходе психотерапевтической работы с пациентами, страдающими деменцией.

При структурировании когнитивной подготовки, ведущими являются следующие правила:

1. Подготовка должна действовать положительно на основные функции пациента и ее содержание должно иметь важное значение для него. Необходимая информация содержится в знании текущего состояния каждого участника.

2. Режим дня должны быть структурирован. Таким образом сохраняется  и поддерживается чувство уверенности у пациентов.

3. Больные должны быть включены регулярно во все виды деятельности, которые необходимы в общении и имеют определенных смысл для них.

4. Требования к пациентам во время обучения должны быть правильно распределены. Чрезмерные (или заниженные) требования  к ним приводят к нежеланию или даже отказу действовать. Они могут привести к вспышкам негодования и чувству неполноценности у больного.

5. Упражнения, включенные в обучение, должны активировать различные области памяти и когнитивных навыков (повторять, наблюдать, слушать, нюхать и т.д.).

6. В структуре когнитивной подготовки должны присутствовать упражнения, уменьшающие стресс у пациентов, а также создавать ситуации, которые вызывают положительные эмоции у  участников.

7. Должны проводиться беседы с пациентами, связанные с когнитивными дисфункциями.

Каковы возможности когнитивного обучения при самых явных нарушениях при начальной деменции?

Когнитивное обучение направлено на снижение симптомов при проявлении дементного синдрома и помогает расширить параметры отдельных когнитивных способностей пациентов (Romero B., 1995; Balkanska, P., 2008, 2012).

На ранних стадиях развития деменции наиболее очевидными являются нарушения  краткосрочной памяти, концентрации внимания, мышления, мотивации и др.

• Потеря мотивов: Отсутствие или уменьшение личных побуждений могут быть компенсированы, поощряться в процессе терапии.

• Нарушение краткосрочной памяти: Систематическое обучение по использованию различных мнемотехник дает возможность внешней поддержки нарушенных функций памяти. Систематическое обучение помогает пациенту в повседневной жизни.

Нарушение концентрации внимания: Упражнения в систематической обработке информации приводит к улучшению способности к концентрации и реализации сознательного контроля (например, сортировка, ассоциации, визуализация и т.д.).

• Трудности в абстрактном мышлении: Адаптация к изменениям может быть достигнута путем обсуждения проблем в группе, основанной на принципе: анализ, фокусировка, реализации.

• Трудности в мышлении и навыках: Адаптация к изменениям посредством тренировки определенных когнитивных схем и навыков. Обсуждение проблем, анализ и адаптация.

• Трудности в поиске слова: Обучение, путем напоминаний поговорок и общепринятых высказываний. Участие со словесным выражением в разных темах (свободные ассоциации, словесные упражнения в различных областях) оказывает помощь пациентам в использовании и поддержании существующих способностей. Систематическое обучение пословицам помогает сохранить семантическую систему (где это возможно).

• Потеря мотивации: Эмпатичное поведение терапевта и благоприятная психологическая атмосфера в группе может мотивировать пациентов к участию в различных мероприятиях.

Перед началом когнитивного обучения необходимо провести детальное психологическое изучение пациента.

Оно содержит:

-нейропсихологическое тестирование;

-истории болезни пациента и его близких;

-системный анализ (подробности о семье, профессиональной среде, круге друзей и др., позволяющие определить потенциальные источники поддержки и соответственно - источники бед);

-Анализ жизненной ситуации пациента. Он основан на информации  всех предыдущих источников и оценок, связанных с течением и проявлением заболевания у пациента.

Все эти данные необходимы для построения индивидуального плана лечения для каждого участника тренинга.

Набор текстов для изучения

1. Шкала для оценки когнитивных функций

(Evaluation rapide des founctions  cognitives - ERFC, GIL et al.,1986).

Она состоит из 13 субтестов, предоставляющих информацию о состоянии когнитивных функций у взрослых. Каждый субтест оценивается независимо друг от друга и позволяет отчитывать функции, которые нарушены больше других. Это дает возможность для эффективного психометрического контроля и определения соответствующих форм лечения для каждого отдельного случая когнитивных нарушений.

2.Скрининг-теста когнитивных нарушений (Mini-Mental-State-Еxamination, FOLSTEIN et al., 1983). Тест используется в мировой психогериатричной практике и включает в себя исследования ориентации, возможностей фиксации, хранения и воспроизведения речевых способностей и конструктивных возможностей.

3. Тест для оценки вербальной способности - "C - слова". В течение трех минут ответчик должен перечислить как можно больше слов, начинающихся с буквы "C". Записывается число и точность слов в течение трех минут.

Когнитивные тесты имеют важное значение в диагностике деменции и часто используются для определения разных типов деменции. Они также могут быть использованы для оценки настроения и могут помочь в диагностике депрессии, которая может привести к симптомам, похожим на те, которые характерны при слабоумии.

Методология
         Когнитивное обучение может проводиться индивидуально, но его эффект более выражен при групповой терапии. Группа для когнитивного обучения формируется из пациентов с результатами скрининг-теста для когнитивных нарушений (MMSE) не менее 23 точек (при максимальном балле - 30 точек).

Обучение полуструктурированно, т. е. каждый час содержит некоторые элементы, которые повторяются регулярно:

1. Вопросы и упражнения для ориентации во времени и пространстве.

2. Вопросы и дискуссии по актуальным темам.

3. Выбор определенной интересной темы, которая для большинства участников содержит новую информацию.

4. Упражнения для разгрузки и отдыха (беседы на желанные темы, живопись, лепка, музыка и т.д.).

5. Разговорные упражнения для концентрации и мышления, для группирования, ассоциации, запоминания.

6. Упражнения для вербальных и невербальных продуктивных способностей.

7. Разговоры о проблемах и о приятных событиях прошедшей недели.

У каждого пациента отмечается индивидуальное течение заболевания. В целом можно сказать, что пациенты с болезнью Альцгеймера будут иметь меньше пользы от когнитивного обучения по сравнению с пациентами, имеющими другие диагнозы (например,  при сосудистой деменции или депрессии с когнитивными нарушениями).

Опыт показывает, что эти пациенты находятся в группе меньше времени, т.к. как их коммуникационные проблемы носят более выраженный характер и быстрее ухудшаются, чем у пациентов с другими типами деменции.

Когнитивное обучение имеет поддерживающий и сопровождающий характер заболевания. Его продолжительность нельзя определить заранее. Это зависит от скорости течения заболевания и способности личности пациента выполнять соответствующие упражнения.

Ожидаемый эффект когнитивного обучения

Мнестичные расстройства больных деменцией требуют понимания и терпения близких. Упражнения с реалистичной направленностью и соответствующим оформлением окружающей среды могут улучшить ориентацию пациента и таким образом уменьшить его проявления неуверенности.

Повышение самооценки пациентов, включенных в активирующую терапию и обучение остаточным функциям, ведет к улучшению их когнитивных способностей. Это создает условия для приспособления к болезненным изменениям в их поведении. При такой комбиниранной активирующей психотерапии можно добиться повышения социальной компетентности пациентов с дементным синдромом. Это реальная форма улучшения качества жизни пациентов и их семей.

Литература

  1. Балканска, П., Възрастният човек като пациент. Геронтопсихология в здравните и социалните грижи, Булвест 2000, С.,2003.
  2. Балканска, П., Психодиагностика и психологични интервенции във вторичната профилактика на късните деменции, Trakia journal of sciences, ISSN 1312-1723, v.6, 2008, 2, 32-37.
  3. Balkanska, P. Communication Problems within Families with Patients with Dementia. Psychological Thought, Vol 5, No 2, 2012, 106-112.
  4. Balkanska P., N. Georgiev, S. Mladenova, Challenges towards the geriatric care in Bulgaria, Conference “Public Health and Health Care in Creece and Bulgaria – the Challenge of the Cross-border Collaboration”, Alexandroupolis, 8 – 10 May, 2009,
  5. Balkanska P., N. Georgiev,  Early  detection on cognitive disorders an dementia in elderly, Conference “Public Health and Health Care in Creece and Bulgaria – the Challenge of the Cross-border Collaboration”, Alexandroupolis, 8 – 10 May, 2009,
  6. Ermini-Funfschiling, D. Kognitives Training. Alzheimer Info-Nachrichten der Deutschen Alzh.Gesellschaft, 4-8, 1997.
  7. Folstein, M. The Mini-Mental State Examination. In: Assessment in Geriatric Psychopharmacology ,edited  by T.Crook et all.,Mark Powl Associdt. , 47-53, 1983.
  8. Gil, R. et al..Une Methode D'Evaluation Rapide des Fonctions Cognitives ( ERFC ) Son Application a La Demence Senile de Type Alzheimer. Sem Hop Paris, 62, 27, 2127-2133, 1986.
  9. Romero B., Psychotherapie fur Alzheimer-Kranke.Mitteilungen, Alzheimer Gesellschaft, Munchen, 24-28, 1995.

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Балканска Полина - доц. д-р ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ СТИМУЛЯЦИИ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ С КОГНИТИВНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 7;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/172-715 (дата обращения: 24.11.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 909 | За неделю: 909 | Всего: 2637


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
free countersПроверка тИЦ и PR