Вестник Восточно-Сибирской открытой академии
Электронный научный журнал
Конференции

С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира

Конференция-1

Конференция-2

Конференция-3

Форум Наш Олимп

Конференция-4

Конференция-5

Конференция-6

Конференция-7

Конференция-8

Конференция-9

Конференция-10

Конференция-11

Гл. редактор
Издательская платформа РАЕ

С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности. 

Вестник ВСО Академии на платформе РАЕ

Доверенность РАЕ

Преимущества

Поздравления. Награды
Реклама

Психологические науки
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАЗДНИКА И ПРАЗДНОВАНИЕ В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА
Аникина М.А., канд.психол.наук, доцент; Аникин С.С., канд.педаг.наук 1

1. Аникина М.А. - зав. кафедры психологии развития ИППиС СФУ;Аникин С.С. - Красноярское региональное общественное движение "Трезвая Сибирь"

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ  ПРАЗДНИКА И ПРАЗДНОВАНИЕ В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

 

Аникина М.А., канд.психол.наук, доцент, зав. кафедры психологии развития Института педагогики, психологии и социологии.

 Сибирский федеральный университет

Аникин С.С., канд.педаг.наук, председатель Красноярского регионального общественного движения "Трезвая Сибирь"

 

В теории образования  праздник относят к старейшим образовательным технологиям. В области  психолого-педагогических прикладных знаний появляется все больше рекомендаций, готовых сценариев  и образцов организации праздников. Праздники  с легкостью эксплуатируются в школьной практике. Вместе с тем, большое количество праздничных  мероприятий приводит к эмоциональной перегрузке педагогов и учащихся, создает впечатление эклектики образовательного процесса. И возникают вопросы: нужны ли праздники в школе? И если нужны, то в какой мере,  и какую роль они играют  в развитии учащихся? Более того, нужны ли праздники взрослым людям, и что они из себя представляют?

В течение ряда лет мы анализировали массовые праздники для детей и взрослых, в результате чего выявили закономерность, обнаружив, что ведущую роль в жизни людей играют три типа праздников [1].

Первый тип мы обозначили как  «праздники-инициации», потому что, как и в традиционных культурах, в жизни праздники-инициации играют роль «посвящения во что-либо…». Т.е. они создают условия для обретения нового социального статуса, позволяют реализовать имеющиеся ресурсы и доказать свою способность быть… кем-то новым, значимым на определенном жизненном этапе. Поэтому праздники - инициации всегда связаны с испытаниями, преодолениями и переживанием собственного могущества.

Аnnotation.  On the one hand, this article discusses the theoretical construct, reflecting the psychological potential of the festive interaction as the most important condition that sets the context of human development. Describes the three types of holidays - the initiation, action and determination, their interaction and role in human development. It is emphasized, that the holiday-initiation aimed at detection of an individual of their new social status, and the holiday-determination - to create conditions, in which detects the subject «increase of the own development». It is noted that the holiday-action involves active human activity on the organization of the solemn cooperation and contributes to the confirmation of certain resources and social statuses.

On the other hand, it is presented in the article that the problem of narcogenic the process of information typing of human consciousness, associated with the fact that in the daily view in the context of psychological programs, facilities, stereotypes, habits, by tradition, the feast and celebration related to excessive consumption of psychoactive substances in General and of alcohol, in particular.

Analysis of the materials of the respondents 17-55 years, received by us by the method of «Celebration», shows the urgency of the problem related to the saturation of the information space information types attractive counter-cultural patterns of conduct, which are available as an idle elements of happiness and light-heartedness. The results show that in the mind of the layman idea of the festival is distorted false stereotypes, aimed at the use of psychoactive substances.

Key words: festive interaction, types of holidays, initiation, determination, action, a celebration, information types, narcotism, narcogenic the contents of consciousness.

Важно отметить, что праздник-инициация заранее  готовится кем-то для тех, кто будет потребителем праздничных мероприятий, в число коих и может попасть рассматриваемый нами субъект. Инициируемые  активны только внутри праздника и пассивны при его подготовке. Активность человека во время праздника провоцируется организаторами, удерживающими сценарий и всю линию мероприятия. Очень важно, чтобы человек, вовлекаемый в праздничный круговорот, мог справиться с теми испытаниями, которые ему предъявляются. Это способствует повышению его самооценки, уверенности в собственных возможностях, снижению тревожности, развитию позитивного Я-образа.  Каждый из праздников-инициаций уникален по своей сути,  и возникает (переживается как значимый) по поводу нового социального статуса в жизни человека только один раз.

Второй тип праздников, имеющий значение  в контексте обсуждения  движущих сил и практик развития  мы назвали «праздники-детерминации». Они возникают в жизни индивида несколько раз в соответствии с определенным интервалом, циклом (природным, жизненным, социальным). Проведение праздников-детерминаций год от года в одно и то же время, по одному и тому же (в общих чертах) сценарию обеспечивает  цикличность (ритмичность, повторяемость) в жизни субъекта, создает условия для сравнения одного события с другим. При этом основная цель праздников-детерминаций -  создание условий, провоцирующих человека самому заметить происходящие изменения внутри себя. В празднике-детерминации участник пассивен относительно подготовки и проведения, но внешняя (физическая) пассивность позволяет ему обнаружить  приращения в собственном развитии и встретиться с самим собой изменившимся. 

Нетрудно заметить, что одной из содержательных основ нашей типологии является степень активности человека во время организации и проведения праздника. Данное основание  позволяет выделять третий не менее важный для развития личности тип праздника – праздники-акции. Этот тип праздников является самым распространенным в жизни и самым ценным в образовательной практике.

В праздниках-акциях, по определению, участники активны и при подготовке и проведении мероприятия. И ценность праздников-акций увеличивается, в той мере, в какой  они создаются одними людьми для других. При этом участники в организации и проведении праздников-инициаций для других, получают возможность подтвердить  наличие  у себя определенных, возможно скрытых до этого времени, ресурсов. Участие в подготовке и проведении праздников-детерминаций позволяет человеку подтверждать (переживать как значимый) свой  собственный социальный статус [2]. 

Взаимосвязь трех типов праздников можно представить в виде конструкта (Рис. 1).

 

Овал: Новый социальный статусОвал:   Праздники -
   инициации
                                      помогают обнаружить


Овал: Праздники   -       акции    помогают      подтвердить

 

 

       
    Овал: «Приращения      в развитии»,
новые ресурсы
  Овал: Праздники -
детерминации
 

 

 


                                         помогают обнаружить
 

 

 

Рисунок 1. Взаимосвязь трех типов праздников  и их роль в развитии школьников. Праздник-инициация направлен на обнаружение индивидом своего нового социального статуса. Праздник-детерминация направлен на создание условий, в которых субъект сам может обнаружить «приращение в развитии». Праздник-акция подразумевает активную деятельность человека по организации и проведению мероприятия. Создавая праздник-инициацию для других,  люди подтверждают наличие у себя определенных ресурсов («приращений в развитии»). Создавая праздник-детерминацию, они подтверждают свой социальный статус.

В данном конструкте скрывается  механизм, обеспечивающий условия,  в которых может осуществляться процесс развития  самосознания человека. Жизнь людей, начинаясь праздником-инициацией, обязательно должна включать в себя праздники-детерминации и праздники – акции. Грамотное чередование данных  типов на практике позволяет избежать эмоциональной перегрузки и эклектики, способствует созданию оптимальных условий для развития  у человека представлений о собственных ресурсах,  «приращениях в развитии», изменениях социальной позиции.  Это  открывает дополнительные возможности  позитивной динамики  образа Я, обнаружения тех институциональных условий, в которых любой возраст, и связанный с ним кризис, проживается (переживается) как самоценный.

 Но теория, увы, не всегда соответствует ожидаемым результатам, а зачастую расходится с практикой обыденной жизни,  которая складывается для субъекта в контексте психологических программ, установок, стереотипов,  привычек, принимаемых им за традиции.

С целью изучения феномена праздника, нами была разработана методика «Празднование», которая включает в себя 8 последовательных процедур, направленных на выявление психологических особенностей респондентов при их отношении к празднику [4].

Пять первых шагов методики базируются на рисуночной диагностике (Рис.2), что позволяет исследователю проследить подсознательную установку на ведущие мотивы празднования. Участникам предлагается нарисовать отдельные модули, обозначенные нами как «Праздник», «Детский праздник», «Взрослый праздник», «Мой праздник», «Я праздную» [6].

 

 

Рис.2. Рисуночная диагностика «Празднество»

В исследовании принимали участие студенты гуманитарной направленности из трёх вузов г. Красноярска, очной и заочной формы обучения, будущие педагоги, экономисты, финансисты, менеджеры, психологи, социальные работники, юристы и т.д., общим количеством 1539 человека, из них 1320 – лица женского и 204 – мужского пола. Ответы участников группировались  по гендерным и возрастным особенностям, в диапазонах 17-26 лет, 27-36 лет, 37 и более лет. Это позволило провести сравнительный анализ между представителями 3-х поколений, представить их отношение к одному и тому же явлению.

Рис.3.

Благодаря рисуночной диагностике было выяснено, что в сознании большого количества респондентов праздник ассоциируется с алкогольными изделиями (Рис.3). Так, среди женских групп выражена чёткая динамика не только по количеству, но и по качеству рисунков, где присутствуют алкогольные атрибуты. Если в диапазоне 37 лет и старше (n=127) 41,7 % респондентов отразили в рисунке, как правило, только один алкогольный атрибут на 5 модулей, то в диапазоне 27-36 лет (n-219) таковых было уже 52,5 %, соответственно в модулях увеличивается количество алкогольной атрибутики. В диапазоне 17-26 лет  (n-795) алкогольную атрибутику, как минимум в 3 модулях, отразили 72,5% респондентов.

Аналогичная картина наблюдается в мужских группах. Так, в диапазоне 37 и более лет (n-11) 45% респондентов отразили в рисунках алкогольную атрибутику, в диапазоне 27-36 лет (n-27) – 37%, в диапазоне 17-26 лет (n-136) – 64%. Также, по мере омоложения групп респондентов, возрастает плотность алкогольной атрибутики в рисунках.

Таким образом, мы наблюдаем социокультурный феномен подмены смысла празднования на алкогольное возлияние, что в традиции не одно и то же. Более того,  употребление спиртного противоположное празднику явление, чуждое культуре.

Вместе с тем, методика «Празднование» позволила выявить другую закономерность, напрямую связанную с наркотизмом [3], под которым в данном контексте понимается информационно-психологическое явление [7], отражающее распространение и доступность в обществе наркотических веществ и их употребление.

С позиции биологии, любое употребление человеком ядовитых или наркотических веществ опасно для жизни и здоровья человека. Массовое употребление ядов и наркотиков людьми это не только социальная пандемия, но и катастрофа, вслед за которой наступает вырождение населения, изменение экономической и демографической ситуации региона, где это явление имеет место быть. Легальное, т.е. утверждённое руководством страны, распространение наркотически действующих веществ с целью их употребления, это не столько экономика, сколько политика, отстаивающая интересы определённой финансовой группы.

Исследование явно показало, что в российском обществе празднование это  социокультурный феномен, сопровождаемый употреблением веществ, которые во многих странах мира запрещены не только по причине их токсичности, но и ввиду их наркоманийных особенностей. Имеются в виду государства Ближнего Востока, мусульманские страны, в которых, в первую очередь, запрещена реализация и употребление спиртного. Всего в мире правительства более 40 стран наложили  табу на алкогольные изделия, вплоть до применения смертной казни для нарушителей закона.

 

 

 

 

Таблица 1. Опыт употребления спиртного женщинами, в зависимости

 от возрастного диапазона

Возрастной диапазон

Не более 1 раза (%)

Более 1 раза (%)

В настоящее время (%)

Никогда (%)

Количество n (чел.)

17-26 лет

2,6

38,5

58

0,7

947

27-36 лет

3

33,5

63

0,4

236

37-55 лет

8

35,8

56,2

0

137

 

В России ультралиберальное отношение к алкогольной продукции. Судя по полученным данным, аддиктивные формы поведения в обществе не являются контркультурными, но становятся частью массовой культуры. Так, было выявлено, что алкогольный стиль присущ 99,9% респондентов в диапозоне от 17 до 37 и более лет, вне зависимости от пола.   При этом  женские группы регулярно употребляют спиртное в среднем 59%  респондентов (Табл.1), тогда как  мужские – 62% (Табл.4).

Таблица 2. Опыт курения табачных изделий женщинами, в зависимости от возрастного диапазона

 

Возрастной диапазон

Не более 1 раза (%)

Более 1 раза (%)

В настоящее время (%)

Никогда (%)

Количество n (чел.)

17-26 лет

23,6

24

33

19

947

27-36 лет

23,3

23,7

31,4

21,2

236

37-55 лет

26,3

17,5

11,7

44,5

137

 

Одновременно с тем, методика отобразила опыт курения респондентами табачных изделий, в зависимости от возрастного диапазона. Например, в женских группах показатель, имеющих опыт смердения табака, возрастает от 55 до  80% (Табл.2), по мере омоложения участников исследования. В зависимости от возрастного диапазона количество постоянно курящих  женщин увеличилось с 11 до 33%. Согласно полученным данным, постоянно курят в среднем 25,4% женщин.

Таблица 3. Опыт употребления нелегальных наркотиков женщинами, в зависимости от возрастного диапазона

 

Возрастной диапазон

Не более 1 раза (%)

Более 1 раза (%)

В настоящее время (%)

Никогда (%)

Количество n (чел.)

17-26 лет

11

7

0,3

81,7

947

27-36 лет

10,6

2.1

0

87,3

236

37-55 лет

2,9

0

0

97,1

137

 

В мужских группах также наблюдается динамика табакокурения (Табл.5). Так, в различных возрастных диапазонах имеют опыт смердения табака от 87 до 96%. Обращает на себя внимание некоторое снижение страсти к табачному дыму в молодёжной среде (Рис.4). Если в группе возрастного диапазона 27-36 лет показатель «постоянно» курящих 70%, то среди молодёжи, как, впрочем, и среди тех, кому за 40 лет,  он недотягивает и до 46%. Однако постоянно курят 54,2% мужчин-респондентов.

Таблица 4. Опыт употребления спиртного мужчинами, в зависимости

 от возрастного диапазона

Возрастной диапазон

Не более 1 раза (%)

Более 1 раза (%)

В настоящее время (%)

Никогда (%)

Количество n (чел.)

17-26 лет

6

33,3

60

0,6

168

27-36 лет

0

26

74

0

27

37-55 лет

0

47

53

0

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.4

Одновременно с тем, настораживает появление в рисуночных модулях «Празднество», как мужчин, так и женщин, ранее не наблюдавшихся картинок – изображение кальяна, что может говорить о распространённости этого явления в социуме и скрытых процессах формирования в массовом сознании россиян новой квази-культурной формы досуга.

Таблица 5. Опыт курения табачных изделий мужчинами, в зависимости от возрастного диапазона

Возрастной диапазон

Не более 1 раза (%)

Более 1 раза (%)

В настоящее время (%)

Никогда (%)

Количество n (чел.)

17-26 лет

13,0

26,7

45,8

13,7

168

27-36 лет

3,7

22,2

70,3

3,7

27

37-55 лет

13,0

33,3

46,6

6,6

15

 

Обращает на себя внимание опыт употребления нелегальных наркотиков, который, судя по полученным данным, возрастает. Так, в женских группах увеличился данный показатель с 3 до 17% (Табл.3), тогда как в мужских – с 13 до 43% (Табл.6). В основном респонденты употребляли запрещенные к реализации курительные вещества.

 

Таблица 6. Опыт употребления нелегальных наркотиков мужчинами, в зависимости от возрастного диапазона

Возрастной диапазон

Не более 1 раза (%)

Более 1 раза (%)

В настоящее время (%)

Никогда (%)

Количество n (чел.)

17-26 лет

22,0

17,8

3,0

57,2

167

27-36 лет

14,8

14,8

0

70,4

26

37-55 лет

6,6

6,6

0

86,8

15

 

Таким образом, методика «Празднество» позволила вскрыть психологические особенности современного праздника, которые имеют наркогенную основу и могут являться частью социокультурного проекта, условно обозначенного нами как «Наркотизм». Основной его целью является насыщение информационного пространства инфотипами привлекательных контркультурных форм поведения, которые представляются как праздные элементы счастья и беззаботности. Подобная   инфотипизация искажает сознание обывателя ложными стереотипами, направленными на употребление наркотиков. В результате таких информационно-культурологических манипуляций, потребитель мотивируется на асоциальные формы поведения, которые, при массовом их распространении обывателями таковыми не считаются.

В настоящее время российское общество переживает именно такой психологический период, который можно обозначить как социальная эйфория, или массовая наркотизация, что не позволяет ему узреть пагубность своего поведения. В результате массового настроя на одурманивание, установки на наркогенный праздник, возрастает количество жертв, вызванных употреблением легальных и нелегальных наркотиков. Так, по официальным данным, по причине употребления спиртного ежегодно в России погибает около 800 тысяч человек, ещё 300-400 тысяч умирают в результате систематического вдыхания табачного дыма, и 100 тысяч россиян гибнет от приёма внутривенных наркотиков. В этой связи, в Послании Федеральному Собранию от  12 декабря 2012 года, Президент РФ В.В. Путин заметил: «Только курение – мы знаем об этом с вами хорошо и много раз уже повторяем, –  алкоголизм, наркомания преждевременно уносят сотни тысяч жизней наших граждан ежегодно». Добавим, что ещё 900 тысяч мужчин трудоспособного возраста находятся в местах заключения, по причине совершения преступлений в состоянии алкогольного или иного наркотического одурманивания.

К сожалению, в пронаркогенно запрограммированной среде, каким де-факто является российское общество, взывание к разуму собеседника – пустое занятие, т.к. априори ведущими остаются ранее выработанные установки, а они, как мы выяснили, не в пользу трезвости. Поэтому, для кардинального изменения  статус-кво в этом вопросе от руководителя государства требуются решительные действия, направленные на оздоровление нации, например, введения в стране Сухого закона. Но и этого недостаточно, т.к. любые начинания необходимо сопровождать информационной кампанией, убеждая население, что предпринимаемые действия осуществляются во благо, формируя установку на категоричное отрицание самоотравления и самонаркотизации, развивая у населения здоровые навыки активного и разумного досуга.

Аналогичные мероприятия проводились в России век назад [8]. Например, в 1913 году был проведён первый Всероссийский праздник трезвости, а в 1914 году введён Сухой закон, положения которого были отменены в 1925 году, что вызвало повсеместное недовольство. Отметим, что на тот период времени употребление спиртного на душу население было в 6-8 раз меньше, чем в наши дни. Тем не менее, начиная с середины XIX столетия, в том числе под влиянием трудов И.М. Сеченова, русская интеллигенция вела борьбу против алкоголизации соотечественников, опираясь, прежде всего, на науку, преодолевая сопротивление, как со стороны алкогольной мафии, так и религиозных деятелей, ратующих за культуру употребления спиртного. Несмотря ни на что, к началу нового века идея отрезвления завладела умами миллионов россиян. Можно сказать, что первый праздник трезвости стал апофеозом многолетней деятельности  всех слоёв российского общества против алкоголизации народа.

В настоящее время в стране более 30 лет существует и функционирует трезвенническое движение, которое возникло ещё во времена Советского Союза, и до сих пор объединяет отдельных представителей независимых государств. Сейчас оно переживает новую волну притока молодёжи в свои ряды.

Ежегодные встречи трезвенников в различных местах бывшего СССР показывают разительное отличие качества праздников и празднований, осуществляемых ими. Первое, что обращает на себя внимание, это отсутствие алкогольной и иной другой наркогенной атрибутики. Праздники отличаются своей чистотой, свежестью, задором, нравственной силой. Предпочтение отдаётся традиции и обычаям, свойственным той или иной этнической группе, взаимоотношения между которыми бесконфликтны. Но самое главное, что дети, которые растут в семьях трезвенников, вместе с взрослыми готовят и сами участвуют в  праздничных мероприятиях. Более того, они с детских лет имеют трезвенное мировоззрение и в дальнейшем развивают его, опираясь, главным образом, на традиционную культуру. К сожалению, как показало наше исследование, из всей массы таковых в молодёжной среде менее 1%.

Сегодня как никогда актуальны слова академика Ф.Г. Углова, из доклада 1981 года, с которого, как считают некоторые исследователи, началось современное трезвенническое движение: «Если не будет принята программа отрезвления страны, тогда власти обязаны объяснить народу, во имя каких высших целей мы ежегодно уничтожаем миллион наших сограждан,  плодим сотни тысяч дебильных детей, ради каких целей все это делается в нашей стране?»

Литература

  1. Аникина М.А. Роль массовых  школьных праздников в развитии самосознания детей младшего школьного возраста./ Психологическое сопровождение развития самосознания ребенка дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста- Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, КГПУ, 2011.
  2. Аникина М.А. Школьные праздники в контексте обсуждения движущих сил и практик развития/ Педагогика развития: движущие силы и практики развития. - Материалы XVII Научно-практической конференции Красноярск, апрель, 2010 г. – Красноярск, апрель 2010 г. – Красноярск: ККИПК, 2011.
  3. Аникина М.А. Графические методы в диагностике детского развития: учеб.-метод. пособие для практических семинарских занятий и самостоятельной работы [Электронный ресурс]: Учебно-методическое пособие. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.
  4. Аникин С.С., Медведев Л.Н. Психолого-педагогическая профилактика наркотизма (Учебно-метод. рекомендации)/ Красноярск: РИО КГПУ, 2002.
  5. Аникин С.С. Педагогика информационного пространства: информационное пространство учебного заведения как условие профилактики наркотизма учащихся (монография). - КГПУ им.В.П. Астафьева. – Красноярск, 2007. – 308 с.
  6. Аникин С.С. Информационно-психологические особенности профилактики наркотизма/ Профилактика асоциального поведения детей и молодежи: сборник научных статей/ отв. ред. Е.Г. Шубникова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. 2011. – С.25-34
  7. Аникин С.С. Психологические особенности наркогенной инфотипизации сознания/ Психология – наука будущего. -  Институт психологии РАН Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, 2011
  8. Аникин С.С., Христидис Т.В. Профилактика наркотизма как информационно-психологического явления / 75 лет творчества и созидания: наука, культура, образования XXI века/ Сб. текстов докладов международного «круглого стола» (МГУКИ, 2 декабря 2005г) – Москва, 2005
  9. Послание Президента Федеральному Собранию, 12 декабря 2012 года. - http://президент.рф/новости/17118
  10. Аникин С.С. Трезвенное воспитание в России и за рубежом (учебное пособие). - Красноярск, 2012. – 118 с.

 

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Аникина М.А., канд.психол.наук, доцент; Аникин С.С., канд.педаг.наук ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАЗДНИКА И ПРАЗДНОВАНИЕ В ПОНИМАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 7;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/172-713 (дата обращения: 23.11.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 1036 | За неделю: 1036 | Всего: 2881


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
free countersПроверка тИЦ и PR