С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира
С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности.
В статье рассматривается социальный работник как новый тип работника ввиду комплексного характера его компетенций, определена ценность социального работника через его профессионально значимую деятельность.
Ключевые слова: социальная работа, ценность, компетенции социального работника, социальные сети.
The article considers the social worker as a new type of worker in view of the integrated nature of its competence, defined by the value of the social worker through it professionally significant activities.
Key words: social work, the value, the competence of the social worker, social networks.
Более двадцати лет в современной России существует новая профессия «социальная работа». Возникнув в конце ХIХ века, социальная работа развивалась во всем мире по мере раскрытия смысла таких нравственных императивов как добро, истина, жизнь и здоровье человека, справедливость, свобода. Профессия не подменяла собой другие, а изначально ее объектом стали те социальные слои общества, чье общественное положение являлось наиболее неустойчивым и незащищенным ни законом, ни обычаем. Ее изначальный смысл был определен как помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, о чем ныне написано в законодательных актах международного, федерального и регионального уровня. За эти два десятилетия профессия «наполнилась» конкретным содержанием, трудная жизненная ситуация из личностной проблемы превратилась социальную, причем трудно разрешимую, а круг социальных проблем расширился.
Термин «социальный работник» объединяет всех, кто профессионально осуществляет функционал социальной работы: здесь люди с начальным, средним специальным и высшим образованием. Как к профессионалам, к исполнителям государственных и муниципальных заданий, к ним предъявляются требования, определенные в Национальных стандартах РФ по социальному обслуживанию населения, принятых на протяжении последних лет. За всеми формализованными процедурами, определяющими социального работника, стоит человек.
В нормативных документах высшей школы, определяющих содержание подготовки профессиональных социальных работников, очерчен круг знаний, умений и навыков, компетенций, с которых начинается работа каждого дипломированного специалиста. Это некий минимум, без которого невозможна профессиональная деятельность. В дальнейшем для достижения профессионального мастерства необходимо постоянное самообразование, возможно постдипломное образование, такое как профессиональная переподготовка, второе высшее образование и т.д. В законодательстве РФ о социальном обслуживании населения предусмотрено повышение квалификации за счет средств отрасли социальной защиты населения, что не отменяет и самофинансирование.
Ведущим компонентом в подготовке и в профессиональной деятельности выступают знания, позволяющие стать социологом, психологом, педагогом, юристом, менеджером, медиком. Все эти качества должны быть заложены в одном человеке, что обусловлено характером трудовой деятельности. Фундаментальные знания позволяют диагностировать состояние клиента (индивида, социальной группы), проводить мониторинг социальных изменений в проводимой политике социальной защиты населения, проектировать улучшения жизни людей с учетом экологической, культурной, экономической, этнической ситуации.
Социальный работник – новый тип работника ввиду комплексного характера его компетенций. Компетенции сведены в группы: технологические, научно-исследовательские, социально-проектные, организационно-управленческие. Они соответствуют тем социальным ролям – функциям, которые сложились в мировой практике помогающих профессий.
Рассматривая ценность социального работника, обратимся к термину «ценность». Как пишет М.А. Макаревич, «ценность – свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта…, понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности» [1, с. 871]. Из этого следует, что ценность социального работника развертывалась постепенно по мере усугубления социальных проблем, признания необходимости помогать человеку, а не ограничиваться только советом или раздачей предметов первой необходимости. Следует признать, что ни одна из социальных проблем человека не решена ни в одной стране мира, а есть лишь некое приближение к ее решению в виде набора социальных технологий. За решение проблемы люди склонны часто принимать улучшение условий жизнедеятельности определенной социальной группы, например, инвалидов, или субъективные оценочные суждения об улучшении жизни в сравнении с предыдущим этапом.
В современной России благодаря социальным работникам были актуализированы сначала проблемы детей, оставшихся без попечения родителей или социальных сирот и одиноких престарелых граждан, затем участников ликвидации аварий на атомных объектах и их семей, наступила ветеранов войны и труда, и наконец, инвалидов.
Ценность социального работника заключается в специфической подготовке на основе научения. Она проявляется в следующем: умение слушать других целенаправленно и с пониманием, собирать информацию в контексте социальной истории, использовать технологии социальной работы на всех ее уровнях, завоевывать доверие людей. Социальный работник, используя знание, как законодательства, так и управленческих структур, выступает посредником в интересах клиента социальной службы, находя наиболее приемлемые решения трудных жизненных ситуаций.
Ценность социального работника состоит и в том, что он знает частную жизнь своих клиентов, но строго придерживается принципов толерантности и конфиденциальности.
Придя в данную профессию, люди не уходят из нее, и это не смотря на невысокие заработки. Данная тенденция прослеживается во всех странах. Имидж и престиж профессии высок, потребность в социальных работниках возрастает, а клиентов становится все больше. Для объяснения данного факта нами использовано понятие социальной сети. Социальная работа создала сеть социальных учреждений и профессиональных социальных работников, которые ведут постоянный обмен идеями, опытом и технологиями, а также сеть клиентов, которые получают социальную помощь, доверяют социальным работникам и пропагандируют различные виды социальных услуг. Когда клиент «отдается» во власть специалиста, он хочет «максимальной полезности для себя под влиянием коллективного поведения других клиентов, получивших какую-либо пользу, действия социально одобряемых социальных норм» [2, с. 151]. В настоящее время действует сеть социальных служб, взаимодействующих между собой и способных оказать разнообразную социальную помощь нуждающимся в пределах отведенных компетенций.
Со временем в общественном сознании утвердится представление о том, что со всеми социальными затруднениями следует обращаться в социальные службы к специалистам, действующим по алгоритмам, разработанным в мировом сообществе социальных работников.
Литература
1. Макаревич, М.А. Ценность // Энциклопедический социологический словарь / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М .: ИСПИ РАН,1995. – 939 с.
2. Ананьина, Л.Е. Становление и развитие сети учреждений социальной поддержки семей с детьми в Красноярском крае // Вестник Мордовского университета. Серия «Социологические науки» . – 2010, - № 10. – С. 151.
Пристатейный список:
Библиографическая ссылка
Ананьина Л.Е. - к.ф.н., доцент ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 6;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/170-699 (дата обращения:
23.11.2024).