Вестник Восточно-Сибирской открытой академии
Электронный научный журнал
Конференции

С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира

Конференция-1

Конференция-2

Конференция-3

Форум Наш Олимп

Конференция-4

Конференция-5

Конференция-6

Конференция-7

Конференция-8

Конференция-9

Конференция-10

Конференция-11

Гл. редактор
Издательская платформа РАЕ

С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности. 

Вестник ВСО Академии на платформе РАЕ

Доверенность РАЕ

Преимущества

Поздравления. Награды
Реклама

Социологические науки
РАБОТА С ДЕТЬМИ - ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ
Трендафилова Петя - гл. ас. д-р, Воденичарова Александрина, Иванов Евгени – ас., кафедра медицинской педагогики 1

1. Факультет общественного здоровья, Медицинский университет - София

РАБОТА С ДЕТЬМИ - ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ

 

Трендафилова Петя - гл. ас. д-р, Воденичарова Александрина, Иванов Евгени – ас., кафедра медицинской педагогики,

 Факультет общественного здоровья, Медицинский университет - София

 

Резюме. Дети являются наиболее уязвимой группой в обществе, которая характеризуется отсутствием автономии (т.е., зависимостью от родителей, воспитателей, учителей и др.), незрелостью в ходе физиологических процессов, неспособностью в полной мере выразить себя словами.

Любая форма жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, психологическое и т.д.) включает и эмоциональное насилие или отклонение. Насилие, независимо от формы, в которой оно проявляется, негативно влияет на некоторые аспекты физического, эмоционального, социального, психологического и интеллектуального развития ребенка.

Некоторым детям нужно поделиться пережитым, обратиться за помощью к кому-нибудь, но большинство детей, ставших жертвами, чрезвычайно сдержаны и даже замкнуты.

Если дети-жертвы насилия не получат необходимую помощь и поддержку, то они могут прибегнуть к алкоголю, наркотикам, проституции, агрессивному поведению, совершению преступлений, эмоциональным и психическим расстройствам, попыткам самоубийства, и т.д.

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, психологическая и педагогическая работа с детьми, травматическое переживание, помощь и поддержка.

 

Довольно часто дети становятся невольными свидетелями, а иногда и жертвами насилия. Это может стать очень травмирующим переживанием для ребенка с длительным негативным влиянием на психическое, эмоциональное и социальное развитие молодого человека.

Жестокое обращение с детьми определяется как любое поведение, которое наносит вред физическому и психосоциальному существованию ребенка, угрожая, соответствующему его возрасту развитию и состоянию здоровья [3].

Дети являются наиболее уязвимой группой в обществе, которая характеризуется отсутствием автономии (то есть, зависимостью от родителей, воспитателей, учителей и др.), незрелостью в ходе физиологических процессов, неспособностью в полной мере выразить себя словами.

Любая форма жестокого обращения с детьми (физическое, сексуальное, психологическое и т.д.), включает и эмоциональное насилие или отклонение. Оно имеет огромное негативное воздействие на эмоциональное развитие ребенка и его поведение. Насилие, независимо от формы, в которой она проявляется, негативно влияет на некоторые аспекты физического, эмоционального, социального, психологического и интеллектуального развития ребенка.

Одной из особенных форм насилия по отношению к детям является пренебрежение. Оно может выражаться через отказ, заброшенность, несоблюдение детской гигиены, подверженность любой опасности, воздействие голодом, холодом и т.д. Таким образом, ставя под угрозу здоровье ребенка и его нормальное психофизиологическое развитие.

Если дети, ставшие жертвами насилия, не получат необходимую помощь и поддержку, то они могут прибегнуть к алкоголю, наркотикам, проституции, агрессивному поведению, совершению преступлений, эмоциональным и психическим расстройствам, попыткам самоубийства и т.д. Если насилие продолжится, оно может привести к преждевременной смерти. Некоторым детям нужно поделиться своими переживаниями, обратиться за помощью к кому-нибудь, но большинство детей, ставших жертвами, становятся чрезвычайно сдержанными и даже замкнутыми. Они стыдятся того, что произошло, и ни при каких обстоятельствах не хотят поделиться. Существует очевидный страх, что может случиться с ними, если они кому-нибудь скажут.

По данным американского невролога д-ра Harry Chugan,   в течение первых трех лет жизни ребенка, связи между нервными клетками развиваются быстро, поэтому этот период считается наиболее критическим в развитии мозга ребенка. Он очень чувствителен к травмам. Страх и стресс, которые сопровождают насилие, которому подвергаются дети, освобождают стресс-гормоны (например, кортизол), которые влияют на детский мозг, как кислота. Самый маленький стресс или страх (например, лицо насильника) вызывает высвобождение гормонов стресса. Это приводит к гиперактивности, беспокойству, неконтролируемому и агрессивному поведению ребенка [3].

Оказаться свидетелями насилия - тоже может быть очень травмирующим и иметь далеко идущие негативные последствия для эмоционального и социального развития ребенка. У детей, ставших свидетелями насилия в семье, появляются долгосрочные проблемы.  Чаще всего это депрессии в зрелом возрасте, злоупотребление алкоголем и другими психотропными веществами, симптомы, связанные с травмой, низкая самооценки у женщин, проблемы с психическим здоровьем и саморазрушающее поведение (Krug мкм. 2005, Форсберг 2002 ) [4].

В семьях, где есть насилие, дети склонны воспринимать эту модель как что-то обычные, как средство воспитания, которое они будут применять в будущем по отношению к своим партнерам и своим детям. Эти дети знакомы со страхом и насилием и воплощение в образ насильника является вероятным механизмом для развития. Этот процесс известен как идентификация с насильником [4].

Дети, ставших жертвами насилия, испытывают трудности при сосредоточении внимания, концентрации, обучении и самоконтроле. Наблюдаются также беспокойство, низкая самооценка, проблемы в школе, побеги из дома, депрессия, гнев, посттравматические стрессовые расстройства, трудности в установлении отношений в зрелом возрасте и многое другое. Эти эффекты зависят от возраста, пола и длительности насилия.

Дети, ставшие невольными свидетелями насилия в семье, могли бы обратиться за помощью или вмешаться, чтобы защитить свою мать, но таким образом, рискуя собой.

Часто жестокое обращение с детьми может быть трудно определимо и квалифицировано как таковое. Для этого вам нужны достаточные доказательства. Очень высок процент поспешных и ошибочных выводов о насилии в отношении детей. Обвинения в злоупотреблении и принуждении детей особенно трудны из-за незрелости объектов наблюдений (например, детей). Очень сложно и нельзя рассчитывать на то, что дети предоставят адекватную информацию, чтобы описать то, что произошло или свидетельствовать против лица, совершившего насилие.

Даже для опытного педагога нужно собрать достаточно доказательств и крайне важно при определении суждений, быть внимательным, т.к. существует вероятность наличия заблуждающих элементов, как в задаваемых вопросах, так и по отношению к аналитическим возможностям конкретного ребенка. Очень трудно  маленькому ребенку (особенно в возрасте до 3) описать то, что случилось с ним, вспомнить насилие, жестокое обращение или сексуальное насилие. Их переживания, однако, могут быть проиллюстрированы рисунками, в их сказках или играх. Некоторые специалисты, которые находятся в более тесном контакте с детьми, могли бы сыграть ключевую роль в выявлении насилия.

Например:

  • Акушерки и педиатры;
  • Личный (семейный) врач или медсестра;
  • Медсестры и врачи неотложной помощи, вызванные родителями для специализированной медицинской помощи;
  • Педагоги в детском саду, учителя в школе;
  • Психологи и психиатры;
  • Школьные врачи и медсестры;
  • Социальные работники;
  • Приемные родители и родственники;
  • Другие.

Все они должны пройти дополнительное обучение для распознавания признаков жестокого обращения с детьми и для определения принципов профессионального поведения в отношении детей-жертв насилия и их родителей.

Обучение, касающееся  вопросов  насилия в отношении детей, проводится для того, чтобы помочь специалистам в различных областях понять распределение, динамику, последствия и реакции на насилие над детьми, чтобы иметь возможность эффективно вмешаться и безопасно противодействовать такому поведению.

От педагогов требуется, чтобы они были более информированны и знакомы с проблемами, связанными с насилием в отношении детей. Нужно дополнительное обучение, чтобы увидеть проблему и оказать поддержку пострадавшим детям и их семьям.

Целью является подготовка специалистов, мыслящих критически, принимающих обоснованные решения по вопросам, связанным с насилием в отношении детей и оценкой всех возможных рисков, связанных с этими решениями.

Роль жертвы, как стигма, которая оказывает серьезные негативные влияния на хрупкую психику ребенка. Детей надо учить, как бороться с воспоминаниями, жить вопреки пережитому и двигаться дальше. О детях, ставших жертвами насилия Дени Сала писал: «жертвы не столько ждут наказания виновных а, скорее, жест радикального и ясного признания нанесенного вреда, разделения боли и сочувствия, через которое совершенное зло будет понято и воспринято как бесконечное...» [7].  Если это ожидание не будет удовлетворено, жертва может оказаться в состоянии постоянного дефицита и постоянного поиска признания ее страданий. В некоторых случаях даже больше - смысл жизни будет сосредоточен на мести за то, что они испытали.

В свою очередь родители (в основном матери), которые также являются жертвами насилия, сталкиваются с очень серьезной дилеммой - следует ли остановить насильственные отношения или сохранить их из-за страха перед появлением ряда осложнений. Очень часто в основе вмененного страха и неопределенности, связанных с прекращением отношений с обидчиком, коренится забота о благополучии детей.

Часто в насильственных отношениях есть периоды вреда и жестокого обращения и мирные периоды. Это явление известно в литературе как «промежуточное подкрепление». Эти так называемые «светлые периоды в отношениях» приводят к эмоциональной привязанности, которая снижает способность жертвы принимать самостоятельные решения.

Периоды насилия вызывают отчаяние и беспомощность, а мирные периоды приводят к облегчению и надежде. (Совет по положению женщин северо-восточных территорий в 1995 г.)

Считается, что самое опасное время для жертв насилия и их детей наступает с момента, когда она собирается оставить ее партнера и в течение следующих шести месяцев.

Таким образом, нужно сделать тщательную оценку степени риска при уходе от партнера и возможных мер безопасности жертвы и ее детей.

В заключение можно сказать, что, учитывая сложность обсуждаемой проблемы, крайне важно, чтобы дети, ставшие жертвами насилия, подвергались целенаправленной работе со специально обученным для этих целей персоналом, адекватно распознающим симптомы насилия в отношении детей и обеспечивающим эффективную психологическую и педагогическую защиту жертвы, чтобы положительно влиять на физическое, эмоциональное, социальное, психологическое и интеллектуальное развитие ребенка.

Литература

  1. Allen M., H. Hellbernd, S. Huschka, S. Jenner, S. Perttu, T. Savola. Преподаватели по социални и здравни грижи срещу насилието. Ръководство за преподаватели. Под редакцията на П. Трендафилова, ISBN 978-952-10-6208-7, 2010.
  2. Allen M., S. Perttu. Наръчник за преподавателите по социални и здравни грижи. Под редакцията на П. Трендафилова, ISBN 978-952-10-6209-4, 2010.
  3. Сексуална злоупотреба с деца. Наръчник за специалисти от помагащите професии – лекари, юристи, психолози, социални работници. Фондация „Център Надя”, издава се с финансовата подкрепа на Фондация ОАК – Женева.
  4. Трендафилова П. Насилието срещу интимния партньор (специфични особености, предпоставки за възникване, идентификация и превенция). Монография. ISBN: 978-954-2918-51-6, С., 2012.
  5. Holt, S. (2003) ‘Child Protection and Men’s Abuse of Women: An Irish Study’, Journal of Child and Family Social Work, 8, 1, 53-65
  6. Humphreys, C. and Stanley, S. (eds) Domestic Violence and Child Protection: Directions for Good Practice, London: Jessica Kingsley, 2006.
  7. Salas Denis, (2004) Les enfants d’Orphée anciennes et nouvelles victimes in Vengeances le face à face victime /agresseur, Autrement n°228 Mars 2004.

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Трендафилова Петя - гл. ас. д-р, Воденичарова Александрина, Иванов Евгени – ас., кафедра медицинской педагогики РАБОТА С ДЕТЬМИ - ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 7;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/172-729 (дата обращения: 18.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 710 | За неделю: 710 | Всего: 2511


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
free countersПроверка тИЦ и PR