Вестник Восточно-Сибирской открытой академии
Электронный научный журнал
Конференции

С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира

Конференция-1

Конференция-2

Конференция-3

Форум Наш Олимп

Конференция-4

Конференция-5

Конференция-6

Конференция-7

Конференция-8

Конференция-9

Конференция-10

Конференция-11

Гл. редактор
Издательская платформа РАЕ

С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности. 

Вестник ВСО Академии на платформе РАЕ

Доверенность РАЕ

Преимущества

Поздравления. Награды
Реклама

Социологические науки
О ВОСПИТАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Попов Теодор, проф. д.м.н. Александрова Магдалена, доц. д-р 1

1.

О ВОСПИТАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

 У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

 

Попов Теодор, проф. д.м.н.

Александрова Магдалена, доц. д-р

 

Во времена динамичного развития науки и техники, увеличенного объема информации, активных отношений в сотрудничестве и в конкуренции, вопрос об образовании, способности и подготовленности работников здравоохранения является существенным. Они должны соответствовать высоким требованиям, возлагаемых им ежедневно.

Вопрос об их подготовке является предметом дискуссий, научных изысканиях и реформ государственных учреждений и преподавателей в этой области. Нередки случаи сбоев в работе, ошибки и упущения, которые являются причиной поиска инноваций в образовании.

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с их специальной подготовкой является вопрос об их отношении к работе, профессионализме в их отношениях с пациентами и медицинским персоналом. Эти вопросы определяют рамки процесса их образования, основанного на базе и одновременно связанного с их профессиональным образованием.

Вопрос профессионального образования не является новым для педагогической теории и практики, но во многих случаях он недооценивается. До недавнего времени в подготовке медицинских специалистов приоритетом обучения было обогащение знаний и навыков, необходимых для работы по специальности. Высокая компетентность специалистов имеет решающее значение для их успешного функционирования. Но этого не достаточно, учитывая специфику медицинской помощи. Мы не можем игнорировать тот факт, что образование неразрывно связано с воспитанием. Это две стороны сложного, комплексного процесса. Эти стороны являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Таким образом, недооценка одной из них влияет на результаты образования, целью которого является оптимально эффективная подготовка специалистов. Для работы с людьми, которые нуждаются в помощи и поддержке, нужно специальное  отношение, личные качества и навыки, которые сопровождают ежедневную практику медицины. Положительные личностные качества и социальная зрелость остаются на всю жизнь. Возраст студентов и образование являются чрезвычайно благоприятной фазой для формирования личности будущих медицинских работников. Это требует большего внимания в воспитательной работе с ними.

Профессиональное воспитание является частью общей системы образования. Оно построено на основе общей подготовки и профессионального развития специалистов. Отправной точкой является то, что у любой профессии и специальности есть свои особенности. И это накладывает определенные требования. В компетенцию специалистов в качестве обязательного элемента входит их отношение к профессиональной деятельности  и соответственно к профессиональному поведению с объектами их работы.

Понятие профессионального воспитания является сложным по содержанию и структуре. Оно также включает в себя знания ( познавательную сторону), соответствующие эмоции, отношения ( эмоциональную и социальную сторону) и технологично-методологическую сторону, в том числе умения, навыки, методы, модели поведения, связанные с особенностями профессии. Эти стороны тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. В каком-то смысле они иерархически связаны и взаимно дополняют друг друга. Поэтому профессиональное воспитание воспринимается как интегральное образование. По данным ряда авторов, профессиональное воспитание выражается в основном в отношении специалиста к своей профессии. Высокая степень личного и профессионального воспитания выражается в так называемую «профессиональную воспитанность». Она исключает бездушное отношение к пациенту, безответственность по отношению к своим обязанностям, формализм в работе и т.д. Профессиональная воспитанность включает в себя ряд личностных качеств, таких как сочувствие, доброта, сострадание, терпимость, даже готовность к самопожертвованию. Эти качества восспитываются еще в университете – на лекциях, семинарах и практических занятиях по развитию ценностей и социальных норм поведения и специфических навыков.

Профессиональное воспитание  является «целенасоченным процессом управления обстоятельствами социального и профессионального развития студентов, что способствует формированию в будущих специалистах: профессионального внимания, интереса и ответственного отношения к избранной профессии (понимание на общестевном и личностном уровне), сознательного и творческого отношения к работе, специфического профессионального поведения, неуклонно следующего нормам и правилам медицинской этики». (9, стр. 3).

Профессиональная воспитанность означает достигнутый уровень формирования этих качеств и демонстрацию соответствующего поведения и навыков по отношению к пациентам при индивидуальной и коллективной работе в медицинских учреждениях.

В центре профессиональной воспитанности стоит высокая нравственная культура и гуманизм.

Профессиональное воспитание проходит в условиях целого ряда требований и при использовании соответствующих методов и форм обучения. Они распространены в педагогике и их используют в соответствии с конкретными характеристиками профессии, профессионализма и профессиональных идеалов. Ежедневная практика медицины, в которую вовлекают студентов в их практической деятельности, предоставляет богатые возможности для обсуждения различных ситуаций и выражения положительных качеств и профессионализма для набора опыта. Это не исключает необходимости целенаправленной и планомерной воспитательной деятельности будущих специалистов в постижении профессионализма.

Профессиональное воспитание студентов должно начинаться с выбора профессии. Этот выбор не должен быть случаен, а намеренно  сделан. Прежде всего, студенты должны быть знакомы с природой медицинской практики, с высокой ответственностью и сложностью обязанностей.

Особое значение имеет то, чтобы воспитание начиналось с отношения (по Узнадзе) к предстоящей деятельности. Теория за отношение определяет его как «готовность, предрасположение объекта к принятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Обеспечивает условия для устойчивого целенаправленного потока действий и является основой эффективной деятельности человека» (7, стр. 540). Л. Десев определяет настрой, как «психологическое состояние готовности к определенной деятельности»... «по сути, является внутренним фактором или тенденцией для оценки и восприятия определенным образом различные аспекты окружающей действительности, а также и реагировать и действовать определенным образом на объекты и явления» (2, стр. 627).

Опять же, по мнению Л. Досева, отношение это «связь между мотивацией и целевой подструктурой  личности и оперативнй стороной» (там же)

Отношение связано с позитивной адаптацией и быстрой интеграцией в ситуации (7). Оно дает направление ориентированной личности. Некоторые авторы (9) пишут о «профессионально-ценностном отношении» и его значении для реализации характеристик, определяющих эффективность идеальных норм и стандартов, необходимых в профессиональной деятельности» (9, стр. 3).

Медицинские работники призваны помогать, заботиться о нуждающихся, содействовать сохранению здоровья, лечению и восстановлению. Это означает, что они также должны обладать достаточными знаниями и навыками, а также и рядом профессиональных качеств, в основе которых лежат множество чувств и эмоций. Таким образом, медицинские работники должны развивать и обогащать свою эмоциональную культуру. Это широкое понятие по своему содержанию, которое тесно связано с человеческими взаимоотношениями, с общечеловеческой моралью и нормами поведения и влечет за собой широкий спектр эмоций и переживаний, связанных с медицинской деятельностью. Важно отметить, что медицинские работники должны владеть своими эмоциями и иметь сбалансированное поведение.

Характер медицинской практики требует сочувствия, сострадания и понимания потребностей и переживаний других. Медицинские работники должны быть терпеливыми, нежными, добрыми и сострадательными.

Ряд студентов имеют многие из этих позитивных личностных качеств. Это связано с их индивидуальными особенностями, темпераментом, характером и не в последнюю очередь - культурой, образованием и поведением. Таким образом, эти человеческие качества и добродетели должны воспитываться, культивироваться успешно в процессе обучения, а не только в повседневной жизни.

Эмоциональная культура является «сложным, систематическим, многоуровневым, полиструктурным образованием, проявляющимся в альтруистическом опыте, способности к эмпатии,  в формировании ценностей, утверждающая значительные эмоции в жизни и социализации людей, развитие перцептивных, сугестивных и экспрессимных способностей, конструктивно управляющая эмоциями и чувствами» (8, стр. 9).

Эмоциональная культура тесно связана с социализацией личности. Она формируется при  благоприятной социальной  и учебной среде на основе хороших взаимоотношений и взаимодействий. Таким образом, в процессе обучения особенно позитивную роль играют учителя благодаря своему личному примеру по отношению к пациентам и студентам. И, как говорит Н. Рачковская (8, стр. 26) «развивающиеся личные связи» и индивидуальный подход к студентам.

Семинары предоставляют студентам широкие возможности для развития позитивных эмоций и чувств. Но мы должны искать и создавать условия для более интенсивных контактов студентов с реальной медицинской деятельностью, накоплением социального и эмоционального опыта. Это не только создает целый ряд умений и навыков, но и воспринимаются позитивные ролевые модели для профессионального поведения.

Особое значение имеет то, что студенты еще в процессе обучения начинают чувствовать себя членами медицинского сообщества, ответственными за свое поведение и деятельность. Таким образом, они будут создавать свои собственные «Я», будут развивать уверенность, волевое торможение, положительные эмоции и позитивное отношение к работе и связанными с ней обязанностями и ответственностями. Это приводит к желанию  самосовершенствования, саморазвития, саморефлексии, расширению духовных и эмоциональных потребностей и интересов. А также для дальнейшего образования.

Эмоциональная культура способствует улучшению качества профессиональной подготовки и повышению содержания образования (8).

Эмоциональная культура включает в себя множество чувств и эмоций, навыки, чтобы контролировать, управлять, регулировать поведение в зависимости от конкретной ситуации. Это характеризует эффективность работы человека и его отношение к окружающей среде, людям и объектам.

Используемые в процессе подготовки медицинских специалистов методы и формы, способствуют достижению многих целей и задач профессионального воспитания. Неизбежно углубление воспитательных акцентов с точки зрения групповой деятельности во время лекционных и семинарских занятий. Более широко  нужно использовать все возможные поводы для обсуждения ситуации  взаимоотношения и взаимодействия с пациентами для решения казусов, обсуждения статей, литературных источников и др.  Большое значение имеет и использование мультимедии, обмен между специалистами, коллегами, университетами, личные встречи, беседы, лекции, участие в конференциях, симпозиумах и т.д..  Учителя должны поощрять студентов и участвовать в различных тренингах, а  также в студенческих и других форумах, помагая им в написании различных статей и материалов. Такие мероприятия способствуют развитию сообщества и общественного сознания и поведения, развитию ценностной системы и гражданской позиции. Таким образом, впоследствии можно достичь усвоения специфических для медицинской профессии и специальности поведенческих реакций, профессиональной воспитанности и поведения.

Литература

  1. Горбунова, Л.Н., исследовательски ориентированное повышение квалификации педагогических кадров в контексте развития современного российского образования. Автореферат дисертации доктора педагогических наук, Барнаул, 2010 г.
  2. Досев, Л., Речник по психология, София, 1999 г., изд. «Булгарика».
  3. Парахина, О. Вл., Профессиональное воспитание будущего медицинского работника в воспитательной системе ССУЗа, Автореферат дисертации кандидата педагогических наук, Курск, 2011 г.
  4. Попов, Т., Студентът като субект на обучението, София, 2006 г., изд. „Везни”.
  5. Попов, Т., Ж. Христов, П. Балканска, съавт., Медицинска педагогика, второ изд., Габрово, 2011 г., изд. „ЕКС-ПРЕС”.
  6. Попов, Т., В. Гюрова, К. Герджиков, съавт., Педагогика, втора част: Теория на обучението/Дидактика, второ изд., София, 2009 г.
  7. Психологический словарь, под общей ред. Ю.Л. Неймана, Ростов на Дону, 2003 г., изд. „Фениск”.
  8. Рачковская, Н. Ал., Развитие эмоциональной культуры будущего социального педагога в Вузе: методология, теория, практика. Автореферат дисертации доктора педагогических наук, Москва, 2012 г.
  9.  Скляренко, И.С., Теория и практика  формирования профессиональных ценностных установок у студентов высших учебных заведений, Автореферат диссертации доктора педагогических наук, Москва, 2011 г.

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Попов Теодор, проф. д.м.н. Александрова Магдалена, доц. д-р О ВОСПИТАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 7;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/172-725 (дата обращения: 28.03.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 729 | За неделю: 729 | Всего: 2336


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
free countersПроверка тИЦ и PR