Вестник Восточно-Сибирской открытой академии
Электронный научный журнал
Конференции

С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира

Конференция-1

Конференция-2

Конференция-3

Форум Наш Олимп

Конференция-4

Конференция-5

Конференция-6

Конференция-7

Конференция-8

Конференция-9

Конференция-10

Конференция-11

Гл. редактор
Издательская платформа РАЕ

С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности. 

Вестник ВСО Академии на платформе РАЕ

Доверенность РАЕ

Преимущества

Поздравления. Награды
Реклама

Социологические науки
ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Ананьина Л.Е. - к.ф.н., доцент 1

1.

ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

 

Ананьина Л.Е., к.ф.н., доцент

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный

технологический университет»

г. Красноярск

 

В статье рассматривается социальный работник как новый тип  работника ввиду комплексного характера его компетенций, определена ценность социального работника через его профессионально значимую деятельность.

Ключевые слова: социальная работа, ценность, компетенции социального работника, социальные сети.

The article considers the social worker as a new type of worker in view of the integrated nature of its competence, defined by the value of the social worker through it professionally significant activities.

Key words: social work, the value, the competence of the social worker, social networks.

 

Более двадцати лет в современной России существует новая профессия «социальная работа». Возникнув в конце ХIХ века, социальная работа развивалась во всем мире по мере раскрытия смысла таких нравственных императивов как добро, истина, жизнь и здоровье человека, справедливость, свобода. Профессия не подменяла собой другие, а изначально ее объектом стали те социальные слои общества, чье общественное положение являлось наиболее неустойчивым и незащищенным ни законом, ни обычаем. Ее изначальный смысл был определен как помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, о чем ныне написано в законодательных актах международного, федерального и регионального уровня. За эти два десятилетия профессия «наполнилась» конкретным содержанием, трудная жизненная ситуация из личностной проблемы превратилась социальную, причем трудно разрешимую, а  круг социальных проблем расширился.

Термин «социальный работник» объединяет всех, кто профессионально осуществляет функционал социальной работы: здесь люди с начальным, средним специальным и высшим образованием. Как к профессионалам,  к исполнителям государственных и муниципальных заданий, к ним предъявляются  требования, определенные в Национальных  стандартах РФ по социальному обслуживанию населения, принятых  на протяжении последних лет. За  всеми формализованными  процедурами, определяющими социального работника, стоит человек.

В нормативных документах высшей школы, определяющих содержание подготовки профессиональных социальных работников, очерчен  круг знаний, умений и навыков, компетенций, с которых начинается работа каждого  дипломированного специалиста. Это некий минимум, без которого невозможна профессиональная деятельность. В дальнейшем для достижения профессионального мастерства необходимо постоянное самообразование, возможно постдипломное образование, такое как профессиональная переподготовка, второе высшее образование и т.д. В законодательстве РФ о социальном обслуживании населения предусмотрено повышение квалификации за счет средств отрасли социальной защиты населения, что не отменяет и самофинансирование.

Ведущим компонентом в подготовке и в профессиональной деятельности выступают знания, позволяющие  стать социологом, психологом, педагогом, юристом, менеджером, медиком. Все эти качества должны быть заложены в одном человеке, что обусловлено характером трудовой деятельности. Фундаментальные знания позволяют диагностировать состояние клиента (индивида, социальной группы), проводить мониторинг социальных изменений в проводимой политике социальной защиты населения, проектировать  улучшения жизни людей с учетом экологической, культурной, экономической, этнической ситуации.

Социальный работник – новый тип  работника ввиду комплексного характера его компетенций. Компетенции  сведены в группы: технологические, научно-исследовательские, социально-проектные, организационно-управленческие. Они соответствуют тем социальным ролям – функциям, которые сложились в мировой практике  помогающих профессий.

Рассматривая ценность социального работника, обратимся к термину «ценность». Как пишет М.А. Макаревич, «ценность – свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального субъекта…, понятие, с помощью которого характеризуют  социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека  определенных явлений действительности» [1, с. 871]. Из этого следует, что ценность социального работника развертывалась постепенно по мере усугубления социальных проблем, признания необходимости помогать человеку, а не ограничиваться только советом или раздачей предметов первой необходимости. Следует признать, что ни одна из социальных проблем человека не решена ни в одной стране мира, а есть лишь некое приближение к ее решению в виде набора  социальных технологий. За решение проблемы люди  склонны часто принимать улучшение условий жизнедеятельности определенной социальной группы, например, инвалидов, или субъективные оценочные суждения  об улучшении жизни в сравнении с предыдущим этапом.

В современной России благодаря социальным работникам были актуализированы сначала проблемы детей, оставшихся без попечения родителей или социальных сирот и одиноких престарелых граждан, затем участников ликвидации аварий на атомных объектах и их семей, наступила ветеранов войны и труда, и наконец, инвалидов.

Ценность социального работника заключается в специфической подготовке на основе научения. Она проявляется в следующем: умение слушать других целенаправленно и с пониманием, собирать информацию в контексте социальной истории, использовать технологии социальной работы на всех ее уровнях, завоевывать доверие людей. Социальный работник, используя знание, как  законодательства, так и  управленческих структур, выступает  посредником  в интересах клиента социальной службы, находя наиболее приемлемые решения трудных жизненных ситуаций.

Ценность социального работника состоит и в том, что он знает частную жизнь своих клиентов,  но строго придерживается принципов толерантности и конфиденциальности.

Придя в данную профессию, люди не уходят из нее, и это не смотря на невысокие заработки. Данная тенденция прослеживается во всех странах. Имидж и престиж профессии высок, потребность в социальных работниках возрастает, а клиентов становится все больше. Для объяснения данного факта нами использовано понятие социальной сети. Социальная работа создала сеть социальных учреждений и профессиональных социальных работников, которые ведут постоянный обмен идеями, опытом и технологиями, а также сеть клиентов, которые получают социальную помощь, доверяют социальным работникам и пропагандируют различные виды социальных услуг. Когда клиент «отдается» во власть специалиста, он хочет «максимальной полезности для себя под влиянием коллективного поведения других клиентов, получивших какую-либо пользу, действия социально одобряемых социальных норм» [2, с. 151]. В настоящее время действует сеть социальных служб, взаимодействующих между собой и способных оказать разнообразную социальную помощь нуждающимся  в пределах отведенных компетенций.

Со временем в общественном сознании утвердится представление о том, что со всеми социальными затруднениями следует обращаться в социальные службы к специалистам, действующим по алгоритмам, разработанным в мировом сообществе социальных работников.

Литература

1. Макаревич, М.А. Ценность // Энциклопедический социологический словарь / Под ред. академика РАН Г.В. Осипова. – М .: ИСПИ РАН,1995. –  939 с.

2. Ананьина, Л.Е. Становление и развитие сети учреждений социальной поддержки семей с детьми в Красноярском крае // Вестник Мордовского университета. Серия «Социологические науки» . – 2010, - № 10. – С. 151.

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Ананьина Л.Е. - к.ф.н., доцент ЦЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 6;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/170-699 (дата обращения: 25.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 769 | За неделю: 769 | Всего: 2546


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
free countersПроверка тИЦ и PR