Вестник Восточно-Сибирской открытой академии
Электронный научный журнал
Конференции

С 2012 года мы проводим Международные конференции: "Восточно-Европейская цивилизация: ОТКРЫТИЕ". Цель мероприятий: исследование проблем, поиск решений, для позитивного преобразования мира

Конференция-1

Конференция-2

Конференция-3

Форум Наш Олимп

Конференция-4

Конференция-5

Конференция-6

Конференция-7

Конференция-8

Конференция-9

Конференция-10

Конференция-11

Гл. редактор
Издательская платформа РАЕ

С 2012 г. мы работаем на платформе РАЕ. За это время проведено 10 международных конференции, издано 23 номера журнала. Это сотни статей на актуальные темы современности. 

Вестник ВСО Академии на платформе РАЕ

Доверенность РАЕ

Преимущества

Поздравления. Награды
Реклама

Социологические науки
ТРИ КИТА – ТРИ ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СОЦИОСФЕРЫ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ
Терентьева В.И. - канд.педаг.наук, проф. 1, 2, Терентьева В.И. - канд.педаг.наук, проф. 1, 2

1. главный редактор Э.Ж. "ВЕСТНИК Восточно-Сибирской открытой академии", Красноярск , Россия
2. Восточно-Сибирская открытая академия, "ВЕСТНИК Восточно-Сибирской открытой академии",Россия

ТРИ КИТА – ТРИ ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СОЦИОСФЕРЫ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ

 

Терентьева В.И.

канд.пед.наук, профессор РАЕ, глав.редактор Э.Ж. "ВЕСТНИК Восточно-Сибирской открытой академии", Красноярск , Россия

 

Аннотация. Рассмотрены основные гипотезы о социосфере, как управляемой мегаэволюционной системе; роли сознания, мозга, деятельности в регуляции ее развития. Предложена авторская гипотеза, принципиально отличающаяся от других тем, что основана на определенной интерпретации сознания и деятельности, как базовых факторов модели, управления сохранением и развитием социосферы. Из гипотезы вытекает ряд следствий, имеющих практическое значение.

Ключевые слова: законы развития, модель социосферы, мегаэволюция человечества, базовые факторы, инструменты управления, сознание,  деятельность, индивидуальная типичность и уникальность сознания.

Annotaciya. The main hypothesis of sociosphere as megaevolyutsionnoy controlled system, the role of consciousness, brain activity in the regulation of its development. The author's hypothesis is fundamentally different from the others in that it is based on a certain interpretation of consciousness and activity, as the basic factors of conservation management and development sociosphere. Hypothesis of a number of consequences that have practical significance.

Keywords: laws development, model sociosphere, megaevolyutsiya mankind, the basic factors, management tools, consciousness, the individual is typical, the uniqueness of consciousness.

 

Системное обострение социально-культурных, национальных, политических проблем нашей цивилизации – следствие непродуманной направленности ее развития. В XVIII в. представители школы Д. Дидро провозгласили: материальный мир сам по себе не имеет разумности, не имеет в себе цели, поэтому нравственная задача человека – быть «островом» разумности в этом мире, носителем мысли и сознательно-целенаправленной деятельности. В XIX – XX в. все мыслящие люди стали понимать, высшие  социальные  и культурно-исторические ценности являются условием полноценного развития человека, способны уберечь от деградации, которое естественным образом возникает в результате урбанизации и машинизации (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). [4, 16].

Цель исследования: выделить закономерности функционирования социосферы, как ключевого звена современной модели цивилизации.

Задачи исследования:

1) раскрыть понятия: цивилизация, социосфера, их основные характеристики;

2) выделить существенные факторы развития и сохранения социосферы, через анализ центральных факторов, изучаемых психологией;

3) выделить закономерности функционирования социосферы.

1. Понятие цивилизация. Одним из первых понятие «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон (1766 г.), который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений.

Первое десятилетие 21 века для общества России и всего мира было временем поиска общей идеи и принципов развития. Всем сегодня понятно, что идеология, построенная на постулатах рыночной экономики: товар, деньги, конкуренция ради новых доходов и обогащения уже исчерпала себя. Постепенно люди собираются вокруг наследия своих древних Учителей и через призму достигнутого пытаются искать те принципы и конструкты, которые лежат в основе сохранения жизни человека, общества, цивилизаций.

Великий ученый древности Аристотель (384-322 до н.э.) создал первую донаучную (философскую) систему знаний античного мира о космосе, который трактовался как «порядок», «гармония», «закономерная Вселенная». Георг Гегель (1770-1831) ближе всех подошел к пониманию системы через описание абсолютного духа - для системы характерны: определенность, целостность и замкнутость, способность к диалектическому развитию как саморефлексии и рефлексии вовне, способность быть дискретным и непрерывным, частью и целым. В понимание природы  социальных систем внесли вклад великие утописты-социалисты: Франсуа Мари Шарль Фурье (1772-1837), Клод Анри Сен-Симон (1760-1825), обосновав идею взаимосвязанности и гармонии социальных систем, гомеостатического и векторного их развития. Все философы и ученые, начиная с Платона, доказывали идеи возможности проектирования и конструирования социальных систем (системного управления) [8,16].

Сегодня под цивилизацией понимается единство исторического процесса развития Земли и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (Википедия). Изучение  Космоса, природы, человека не прекратилось и в наши дни. Известно множество концепций о строении цивилизаций. А. Тойнби - выделил и описал двадцать одну цивилизацию, которые существовали в  человеческой истории. В.С. Степин разделил их на два больших типа - традиционалистский и  техногенный [8].

Понятие социосферы и ее ведущие факторы.

Социосфера в Энциклопедическом словаре – это обозначение человечества, общества, а также освоенной человеком природной среды, в совокупности составляющих часть географической оболочки.

Приведем междисциплинарный подход понимания социосферы. Гуц А.К., Коробицын В.В., Лаптев А.А. выделили пять основных уровней в иерархической структуре развития общества: биосфера, этносфера, социосфера, психосфера, антропосфера [2]. Социосфера является одним из уровней.  На нижнем геобиотическом уровне общество людей представляет собой подсистему экологической системы, живущей, в основном, за счет энергии Солнца и участвующую в обмене биомассой с другими подсистемами; на этническом уровне - это структурированный коллектив индивидов, способных к единым неосознанным действиям - реакциям на внешние воздействия (стереотипам поведения). На третьем, социальном уровне характеристиками общества становятся: сознание, обучение, развитие. Более высокие уровни - психосфера, антропосфера (роль гениев на развитие). Систематика применена авторами для построения математических и компьютерных моделей искусственного общества. Выделены: динамическая, полевая, статистическая и стохастическая типы моделей.

Важное место среди теорий развития обществ, принадлежит концепции  К.Ясперса. В ее основе лежит идея «осевого времени», для объяснения единства мировой истории человечества и скрытого смысла истории. Этот смысл проявляется  в осевом времени, которое нацелено на бесконечное будущее. При этом, у человека для его деяний  есть  трансцендентный  ориентир, «как маяк, сияющий из глубин будущего и из глубин самого человека» [14]. Концепция акцентирует внимание на единстве процессов, происходящих в обществах в разные исторические периоды времени и на смысловых категориях – ориентирах движения, что дает возможность выделять единые закономерности и факторы ее развития.

Качественными и количественными факторами и характеристиками больших социальных целостностей являются:

а) индивиды и группы, техноприродные ниши, субъективные, социальные и культурные формы и решения, психологические ментальности (сознание), качество жизни, события;

б) локусы, режимы синхронии, механизмы развития, исторические динамики, локальные вызовы и ответы, стратегии, тенденции;

в) общества, социетальные вызовы и ответы, типы динамических стратегий, тренд-структуры, мегатенденции;

г) типы, стадии и фазы развития обществ и макроисторические события и др.

Как видим, социосфера - это целостное системное образование со своими качественными и количественными характеристиками, механизмами развития и деградации. Исторические динамики социосферы, на наш взгляд, связаны со спецификой ментальности, качеством жизни и способностью общества решать микро- и макрособытия в гуманистическом ключе [9].

Исходя из уровневой систематики развития обществ, можно предположить, что отдельные сегменты мегасоциосферы вырываются вперед в своем развитии, переходя на уровень психосферы и антропосферы (Япония, Россия, Скандинавские страны), другие сегменты могут оставаться в этносфере. Такая неравномерность связана с состоянием ведущего базового фактора развития социосферы – сознания, регулятора мировоззрения и поведения социальных целостностей. Нетождественность интенций (качественных характеристик сознания) сегментов мегасоциосферы приводит к противоречиям, кризисам, конфронтациям и войнам. Большинство социальных процессов подвержены неожиданным флуктуациям, их можно рассматривать как аналог стохастического процесса, когда движение может резко менять траекторию своего развития.

При реализации того или иного сценария поведения системы (модели общества), прогноз эволюции социума может быть представлен в виде оценок состояния ведущих факторов системы и в виде отображения динамики процесса его развития. Отсюда важно выделить наиболее существенные факторы социосферы, закономерности регуляции, развития, самосохранения.

Для решения этой задачи, обратимся к психологии. Почему к психологии? Известный психолог конца XIX — начала XX вв. Г.Эббингауз сказал о психологии очень кратко и точно — у психоВ­логии огромная предыстория и очень короткая история …, т.е. психикой (лат. психе — «душа») люди интересовались «с начала создания мира», но как психологическую науку (лат. логос — «наука») стали изучать лишь в XIX в. [14].

Сегодня ни одна сфера жизни и деятельности людей не обходится без знаний психологии. Потому активно функционируют и развиваются в психологии такие прикладные направления как военная психология, психология труда (в т.ч. управления), юридическая психология, психология развития, психология спорта, политическая психология, психология личности, когнитивная психология, клиническая психология и т.д.

Из всей массы психологических проблем наиболее актуальными являются проблемы сознания, деятельности, мозга и их соотношение. Рассмотрим это подробнее.

Научная проблема сознания – это тема идеального познания, свободы проявления личностного, этики и культурного слоя индивидуального и коллективного сознания, то есть духовная жизнь в общеупотребительном значении.

Проблема деятельности – это попытка структурировать целый слой психологической реальности, материальных проявлений человека в понятиях и терминах, принятых психологической наукой. В общенаучной терминологии – это темы потенциальности бытия, социально-культурных проявлений человека, биологической сущности, технологичности и т.д.

Интегративная методология, позволяет нам рассмотреть психологию соотношения сознания, деятельности мозга, опираясь на целостное видение человека в перспективе его материального, социального, духовного (личностного) развития; более точно определить ресурсы и возможности для психосоциальной адаптации и самореализации, для развития интуиции, творчества, высших состояний сознания, способности к саморегуляции, к защите от манипуляций.

Рассмотрим ретроспективу развития направлений.

Представители идеалистической философии признают сущеВ­ствование особого духовного начала, не зависимого от матеВ­рии, они рассматривают психическую деятельность как проявВ­ление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощуВ­щения и представления или как некоторое загадочное обнаВ­ружение какого-то «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи».

Материалистический подход к пониманию психики челоВ­века относится к XVII веку. Рене ДеВ­карт показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма - его взаимодействие с другими внешВ­ними телами - не нуждаются в душе. Автор ввел одновременно два понятия: реВ­флекс и сознание.  В своем учении он резко противопоВ­ставляет душу и тело («дуализм»). С точки зрения дуалистов, психическое не является функцией мозга, его проВ­дуктом, а существует как бы само по себе, самостоятельно от мозга (объективный идеализм).  На этой почве в XIX в. широко распространилась идеалистическая теория так наВ­зываемого психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: незаВ­висимо друг от друга, но совместно (Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс и многие другие)[5].

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, жеВ­лать стали называть дознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию: на смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактоВ­вали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественВ­ного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознаВ­ние. В рамках интроспективной психологии различие между теоВ­риями сводилось к разным характеристикам сознания со стороВ­ны его структуры, содержания и степени активности. Одна из характеристик, как правило, выделялась в качестве ведущей.

В начале XX столетия наметился кризис интроспективной психологии сознания, обусловленный прежде всего развиваюВ­щимися запросами научного знания: психоаналитическая концепция (К. Шарко, П.Жане, З.Фрейд, А.Бине и др.); когнитивная психология (Дж.Брунер, Д.Норман, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, У.Найсер, ПЛиднсей, Г.Саймон.), гуманистическая психология (Э.Фром, К. Роджерс, А. Маслоу); теория деятельности (А.Н.Леонтьев); науки о мозге в области исследования человечеВ­ского сознания - нейрофизиология, нейроморфология и нейропсихология. Широкое распространение поВ­лучила психогенетика человека. [4, 5, 7].

Так, великим регулятором мировоззрения и поведения людей П. Сорокин считал созидательный альтруизм: - «……. без значительного увеличения бескорыстной, созидательной любви во внешне проявляемом поведении, межличностных и межгрупповых взаимоотношениях, в общественных институтах и культуре в целом, прочный мир и гармония между людьми невозможны.  Такая любовь «потенциально является огромной энергией - настоящей misterium tremendum et fascinosum (тайна великая и завораживающая) - при условии, что мы знаем, как производить ее в изобилии, как аккумулировать и как использовать» [7].

Зрея в рамках психофизического параллелизма, в XIX в. на поверхность научного знания о психике вырывается естественнонаучная теория психоВ­логического знания, а именно: рефлекторная теория (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), а также работы крупнейших советских физиВ­ологов: Л.А. Орбели, П.К.Анохина, Н.И. КрасноВ­горского, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, которые обратили внимание на роль психики в приспособлении живых суВ­ществ к изменяющимся условиям среды («Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченова) [12, 13].

Ф.А.Галль считал, что субВ­стратом различных психических «способностей» являются неВ­большие участки нервной ткани коры головного мозга, коВ­торые разрастаются при развитии этих способностей. Позже специализацию зон мозга стали соотносить с типами мыслительной деятельности и личностными проявлениями (И.Павлов, 1950 - 1955; В.М. Теплов, В.Д. Небылицин, Г. Айзенк, Дж. Грей, L.Е. Воgеn, О. Соbеn,  70-е г.г.). Следующий этап исследований в этой области начинается в 80-е г.г. (Н.К.Корсакова, Л.И.Московичюте, 1985; А.Г.Зальцман, 1990; Е.В.Ениколопова, 1992; Е.Д.Хомская, В.А. Москвина, Л.И. Вассерманн, 1997; С.А. Богомаз, О.Б. Степанова 2002 и др.) [6, 13].

Неопсихологичеким подходом исследования мозга  является теория Дэвида Бома, Карла Прибрама, по которой наш мозг математически конструирует объективную реальность путем обработки частот, пришедших из другого измерения - более глубокого порядка существования, находящегося за пределами пространства и времени. Это еще раз подтверждает, что сознание, деятельность и мозг – это те конструкты, которые необходимо рассматривать самостоятельно и интегративно, в единстве и многообразии проявления [10].

Выдающуюся роль в становлении детерминистского подхода в психологической науке сыграли Б. Г Ананьев, П. П. Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, К.Н.Корнилов, А.Н.Леонтьев, А.Р Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.А Смирнов, Б.М.Теплов, Д.Н.Узнадзе и др. Детерминистический подход к психическим явлениям вытеснял интроспективную методологию и соответствующую ей организацию психологических исследований. Отказ от понимания психики как замкнутого в себе образования, не детерминированного внешними воздействиями и не проявляющего своей сущности во внешней деятельности, разомкнул сферу психического развития. [12].

Создание Л.С.Выготским культурно-исторической концепции. Впервые внимание исследователей было обращено на изучение специфики человеческих высших психических функций. В отличие от концепции Р. Адлера, который важнейшим механизмом развития считал природное стремление человека к адаптации в социуме, в культурно-исторической концепции была отчетливо сформулирована мысль о том, что природные механизмы психических процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно-истерических факторов в результате усвоения человеком продуктов человеческой культуры, в ходе его общения с другими людьми.

Значение роли деятельности в формировании психических явлений подчеркивали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.

Деятельность (по А.Н. Леонтьеву) есть  молярная,  не аддитивная  единица  жизни  телесного, материального  субъекта. В  более  узком  смысле,  т.е.  на  психологическом уровне, это единица жизни,  опосредованной психическим  отражением, реальная функция которого  состоит в том, что оно  ориентирует субъекта в  предметном мире.  Иными  словами,  деятельность -  это  не  реакция  и не  совокупность реакций,  а   система,  имеющая   строение,  свои   внутренние  переходы   и превращения, свое развитие [4].

Автор выделяет в данном феномене внутренний и внешний аспекты, для более полного объяснения процесса отражения и преобразования действительности.

А.Н. Леонтьев, анализируя психологические теории личности, подчеркивает важность принципов активности, детерминизма. Благодаря такому методологическому подходу, можно сказать, что антропологические  свойства индивида  (строение, чувства, когниции …) выступают не как входящие  в  ее  структуру,  а  как  генетически заданные  условия  формирования  личности,  формы  и  способы  их проявления.

Известный отечественный психолог, д-р психологии В.П. Зинченко дает образец такого подхода, моделируя связи между внутренним (сознанием человека) и внешним. Модель двойной спирали отражает наличие реальной и идеальной форм, где сознание и деятельность занимают центральное место [3].

Итак, теоретический анализ основных направлений психологического знания позволил нам выделить три основные направления развития психологического знания, их интегрированность и взаимообусловленность: сознание (духовно-философский уровень), мозг (естественно-научный уровень), деятельность (действенно-материальный уровень).

Некоторые закономерности функционирования социосферы.

Раскрыв основные факторы социосферы, можно уточнить связи и закономерности функционирования уровней (сегментов, слоев, страт) общества. Так,  исходя из состояния базовых факторов развития социосферы – сознания (регулятора духовно-нравственных пластов психики, мировоззрения), мозга (индивидуальная специфика темперамента, когнитивных и др. способностей), деятельности (взаимодействие внутреннего и внешнего мира), разные сегменты мегасоциосферы имеют свою качественную специфику, что и объясняет неоднородность развития, способов решения проблем. Заметим, вмешиваясь в данную специфику и навязывая свои способы и подходы развития, можно уничтожить духовно-нравственный, мировоззренческий потенциал наций, народностей, социальных страт, что неизбежно повлечет за собою деформации мышления и взаимодействия в системах «человек-соц.среда», «человек-производство», «человек-инновация», «человек-природа».

Отсюда возникает задача экологичного (защитного) отношения к данным ведущим факторам социосферы. Одной из форм решения проблемы может быть оптимизация деятельности социальных институтов (СИ) общества.

Миссией СИ является интеграция информационной, правовой, методологической, координирующей систем для сохранения и регуляции общественных связей и отношений. Основные функции СИ: накопление и систематизация знаний, удовлетворение потребностей общества; сохранение и регуляция социальных процессов, в ходе которых данные потребности удовлетворяются [11].

Именно социальные институты могут и должны взять на себя эту функцию регулятора соц. процессов. Предлагаемые приемы работы с нравственно-культурными ценностями общества.

- Для проектирования процессов в обществе и государстве учитывать доказанный в науке факт, что НКЦ – важный инструмент влияния на благополучие человека и общества.

- Создать программы для сохранения разумных границ между материальными и идеальными НКЦ, социальными и национальными культурами. 

- Создать системы критериев отбора на важные ключевые позиции в систему управления СИ, где зрелость НКЦ кандидата будет ведущим фактором утверждения его на вакансию.

- Увеличить долю научных проектов, образовательных курсов, материалов СМИ, которые утверждают значение зрелых НКЦ личности для социума и жизни человека.

- Создать и внедрить в практику технологии повышения квалификации, творческого потенциала кадров тех СИ, от деятельности которых зависит создание реального и эффективного механизма внедрения зрелых НКЦ в массовое сознание.

- Осуществлять контроль и разработать законодательные механизмы предупреждения ситуаций, формирующих НКЦ, которые провоцируют девиантные и преступные формы поведения.

- Пересмотр акцентов в государственном заказе в сторону реализации выделенных задач.

Заключение. В результате такого экспресс-исследования можно сделать ряд выводов.

  1. Социосфера является ключевым компонентом модели цивилизации, как система имеет общие для систем, моделей мира, принципы и законы развития.
  2. Основные закономерности функционирования и развития:

- мегасоциосфера состоит из сегментов, социальных целостностей, которые имеют разный уровень развития сознания;

- базовыми факторами исторической динамики и качества функционирования социосферы является сознание и деятельность, для удовлетворения социальных и субъективных потребностей человека;

- гармоничное взаимопроникновение и взаимообусловленность сознания и деятельности создают условия для развития сегментов социосферы и мегасоциосферы; отсутствие разумной культуры в интеграции приводит к противоречиям, негативным флуктуациям и может привести к необратимым последствиям.

Назовем основные следствия.

Первое следствие. Предложенная гипотеза отличается от известных мировоззренческих концепций тем, что она отвечает на один из актуальных вопросов действительности – социосфера, как и любая система и модель мира имеет свои принципы и законы функционирования, развития и гибели. Ключевыми факторами функционирования социосферы нами определены: сознание, мозг, деятельность – те смысловые конструкты, которые вбирают в себя понятия разум, познание, деятельность, культурно-гуманистические тенденции их взаимосвязь и взаимообусловленность, для сохранения жизни.

Второе следствие.  Так же целесообразно разработать и ввести в практику систему инструментов (методы и механизмы), которые позволят достичь поставленной цели. Такими инструментами могут быть: социально-гуманитарные, физико-математическые модели развития социосферы. При выстраивании траекторий (сценариев) развития системы, можно применить оценку состояния факторов и характеристик, приведенных нами в качестве базовых в управлении социосферы.

Третье следствие. Теоретические разработки навсегда таковыми и останутся, если не будет построена логичная программа позитивно-экологичного воздействия на развитие социосферы. Такое воздействие необходимо осуществлять, в частности, через оптимизацию работы системы СИ.

Таким образом, наша концепция направлена на создание принципов мировоззрения нового времени, некоторого инструментария (методологии), для реализации цели. Такой подход позволит увидеть структурно-морфологический статус социосферы, содержательные характеристики, функции, отношения, динамику процессов, возможные конфликты и кризисы системы, причинно-следственные связи, критерии оценки статуса системы. Это позволит обеспечить в дальнейшем устойчивость, самосохранение и развитие мегасоциосферы.

Литература

1. Голдберг Э. Управляющий мозг. – М ., 2003. – 210 с.

2. Гуц А.К., Коробицын В.В. Социальные системы. Формализация и компьюторное моделирование, г. Омск, 2000.

3. Зинченко В. П. (при участии Горбова С. Ф., Гордеевой Н. Д.). Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова): Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2002. - 431 с.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность http://flogiston.ru

5. Мир философии. Автор неизвестен

http://www.modernlib.ru/books/neizvesten_avtor/mir_filosofii/read/

6. Прибрам К. Языки мозга. -М.: изд-во «Прогресс», 1965

7. П.Сорокин Дальняя дорога. – М.: Терра, 1992. С. 195-197.

8. Степин В.С. Типы цивилизационного развития. /Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты /[отв. ред. B.C. Степин]. -М.: Наука, 2007. С. 3-13.

9. Терентьева В.И. Модели инновационных стратегий социосферного развития. – М.: журнал "Успехи современного естествознания" - № 5, 2011. С. 96-97.

10. Терентьева В.И.  Закон резонанса информационных систем. Индивидуально-стилевой трансерфинг // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2012. – № 2;

URL: www.es.rae.ru/vsoa/166-642 (дата обращения: 19.04.2013).

11. Терентьева В.И.  Нравственно-культурные ценности на рубеже эпох. /Сб. Инновации и традиции, ценностные приоритеты человека общества//[отв. ред. В.И Терентьева]. Красноярск: ВСО Академия, 2012. С. 95 – 108.

12. Б. М. Теплов. Избранные труды. В двух томах. Том 1, -М.: Педагогика, 1985.

13. Ухтомский А. А. Избранные труды. Под редакцией Е. М. Крепса. Л.: Наука, 1978.

14. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.

15. Abbingaus G. Ubedas Gedachtnis, Leipzig, 1885; Grundziige der Psychologie, 2 vol, Leipzig, 1902—1911.

16. Spengler О. Urfragen. Fragmente aus dem Nachlass, Münch., 1965

 


Пристатейный список:


Библиографическая ссылка

Терентьева В.И. - канд.педаг.наук, проф., Терентьева В.И. - канд.педаг.наук, проф. ТРИ КИТА – ТРИ ФАКТОРА РАЗВИТИЯ СОЦИОСФЕРЫ, ВЫДЕЛЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ЗНАНИЕМ // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. – 2013. – № 6;
URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/170-697 (дата обращения: 25.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 874 | За неделю: 874 | Всего: 3664


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System
free countersПроверка тИЦ и PR